Беседы с архипастырем

О преподобном Сергии Радонежском, Святой Руси и братоубийственной войне на Украине

18 июля торжествами в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре завершится празднование 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, великого подвижника благочестия, светильника веры и преславного угодника Божия. Весь год во всех епархиях Русской Православной Церкви, в том числе и в Новогрудской епархии, проходили мероприятия, посвященные этой знаменательной дате. О том, как много значит в его жизни Преподобный, рассказывает архиепископ Новогрудский и Лидский ГУРИЙ. Владыка делится с нами и своим видением духовных причин упадка веры, братоубийственной войны на Украине.

—   Ваше Высокопреосвященство, Вы учились в Свято-Троицкой Сер­гиевой Лавре. Наверное, годы учебы в ней оставили много светлых вос­поминаний?

—   Да, лучшие годы жизни прошли под омофором святого Сергия. Я окон­чил Духовные Семинарию и Академию в Лавре, и, конечно же, это очень зна­чимо для меня.

      А знакомство с преподобным Серги­ем началось с самого раннего детства, когда тетя брала меня с собой в поезд­ки в монастырь Троице-Сергиевой Лав­ры. И вот уже более пятидесяти лет про­шло, многие детские воспоминания не сохранились в памяти, но хорошо пом­ню то духовное состояние, которое я од­нажды испытал в лаврской обители. Привиделось, будто проснулся в келье монаха — один, никого нет, все ушли на службу, а я в монашеской келье... В пять лет мне такой вот знак свыше дан был о дальнейшем призвании Господом.

—   Будучи уже студентом, Вла­дыко, ощущали ли Вы помощь Пре­подобного?

—   Во время моего студенчества для каждого правилом было: прежде чем идти на утренние молитвы, побывать у раки преподобного Сергия, испросить благословения его на наступающий день, а то и отстоять молебен с ака­фистом — как у кого время позволяло.

      Я молился, как и каждый, просил по­мощи святого. Именно там опытным пу­тем и узнал, что значат слова Господа нашего Иисуса Христа: «Царствие Бо- жие внутри вас есть» (Лк. 17:21). Той внутренней радости и блаженства, ко­торые Господь сподобил почувствовать по молитвам святого, больше в такой мере я никогда не переживал. Так Гос­подь призывал меня к монашеству.

      Монашеский постриг я принял и обеты давал у раки преподобного Сер­гия.

—   Такие служители веры, как святой Сергий, посылаются Госпо­дом на землю нашу, словно духовные маяки. И часто мир уже заранее из­вещается об этом.

—   Действительно, Господь так ми­лостив, что Сам указывает нам на Своих посланников еще до их рожде­ния. Так случилось и с преподобным Сергием. Будучи в церкви, его мать праведная Мария и все молящиеся услышали троекратное восклицание ее младенца во чреве: перед чтением Свя­того Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: «Святая святым».

      А родившись, младенец, назван­ный Варфоломеем, всех удивил по­стничеством: по средам и пятницам не принимал молока матери, а в другие дни, если она употребляла в пищу мясо, также от молока отказывался.

      Еще ребенком он встретил Ангела в образе старца-инока, который проро­чески предсказал его родителям: «Ве­лик будет ваш сын пред Богом и людь­ми. Он станет избранной обителью Святого Духа».

      И вот Варфоломей, приняв мона­шество с именем Сергия, удалился для пустынножительства в лес близ Радо­нежа, положив начало новому жи­тельству во славу Живоначальной Троицы. Отрекшись от всех земных благ, он сделал веру главным подви­гом жизни.

      Святой жил в сложное для Руси время, в эпоху монголо-татарского ига, и кроме великой любви к Богу имел еще и безграничную любовь к своему страдающему народу.

      По монашескому призванию препо­добный Сергий не мог с мечом в руках сражаться на поле боя, но имел другие великие орудия — любовь и молитву.

—   Но о великой этой силе мы, Вла­дыко, не всегда вспоминаем. Может, от этого и все наши беды, потому и не утихают сегодня на земле войны, в том числе на Украине?

—   «Войны происходят по жестокости людской», — говорит блаженный Феофилакт. Души наши огрубели, умы людей сегодня больше заняты поли­тикой, нежели духовностью, мыслями о вечном. Обсуждение событий на Украине в основном сводится к двум из­вечным вопросам: «Кто виноват?» и «Что делать?».

      А вот винить всегда и во всем хри­стианину нужно только самого себя — так учат святые отцы. Случившееся в братской нам стране — серьезный пре­дупредительный звонок Свыше для всех нас. Это не случайность, а след­ствие обмирщвления душ, жизни без Бога. Вера наша стала очень уж не­глубокой, обрядово-поверхностной. На Украине нестроения начались с раскола Церкви, а это грех, как учит святитель Иоанн Златоуст, который не смывается и мученической кровью.

     Господь долго ждал, только покаяние не наступало, верующие были спокой­но-равнодушны. Сильно не задумыва­ясь, одни по-прежнему ходили в хра­мы УПЦ Московского Патриархата, дру­гие стали молиться в филаретовских. Началось отступление от Бога, а значит, началось постепенное омертвение душ.

     Феминистки, которые все эти годы свободно голыми дефилируют по Кие­ву, митингуя даже у великой правос­лавной святыни — Киево-Печерской Лавры, чувствуют себя, похоже, весьма вольготно: это они два года назад спи­лили Поклонный Крест, который возвы­шался над Майданом Незалежности.

     Журналисты, присутствующие при этом, спокойно производили съемки, горожане, отводя взгляды, торопи­лись по своим делам. Никто не вме­шался. И вот результат: случился кро­вавый Майдан.

—   К сожалению, Владыко, освещая события на Украине, о духовной стороне происходящего журналис­ты не говорят...

—   Потому что в наше время свобода слова вылилась в легкую возможность для многих самовыражаться перед ка­мерой, не зная или забыв предупреж­дение Господа в Евангелии о том, что «За всякое праздное слово, какое ска­жут люди, дадут они ответ в день Суда» ( Матф. 12 : 36, 37).

      У граждан есть право знать, что ре­ально происходит, но ложь захлестну­ла нас: она потоками льется с экранов телевизоров, интернета, опутывая все больше умы людей и разжигая без того накаленные страсти.

      Только ведь «диавол — лжец и отец лжи» (Иоан. 8 : 44). Он манипулирует сегодня теми, кто не защищен верой, молитвой, а живет и действует по своим рассуждениям. Многие при этом ждут каких-то глобальных решений от Церкви, забывая, что Церковь — это все мы с вами. И это вместе с нами встает Церковь во всей силе и красе, когда сильны мы верой, и падает тоже, если мы ослабеваем духовно.

      Вспомним же, наконец, Кем мы призваны в этот мир и Кому должны быть верными до смерти! Отвечая на вопрос «Что делать?», я призываю к по­сту, покаянию и молитве. Тогда Божия помощь придет и на землю Украины, и в наши души.

      Только во Христе спасается чело­век, только в христианском духе соз­даются общество и культура, не истреб­ляющие нас. Но истина эта должна быть осуществляема в жизни.

—   В жизни же мы наблюдаем сов­сем противоположное: люди, за­быв о Божиих Заповедях, всеми спо­собами стараются друг друга истребить.

—   И, нужно заметить, не только ог­нестрельным оружием. В США, на­пример, вывели исключительно опас­ный штамм нового смертельного ком­бинированного вируса. Он передается воздушно-капельным путем и напоминает грипп «испанку», который в свое время уничтожил 50 миллионов человек на планете.

      Здравомыслящие ученые бьют тре­вогу, предупреждая, что это абсолютное безумие: штамм крайне опасен для че­ловечества и может привести к панде­мии с многочисленными жертвами. И все же сатанинские идеи бродят в умах. Воплощаясь в лабораториях, они в лю­бой момент могут вырваться наружу.

      Но на все времена и для всех наро­дов Бог дал людям универсальное мощнейшее оружие, которое, хоть и считают многие старомодным пере­житком, отражает самые грозные на­падения. Это пост и молитва.

      Сейчас продолжается Петров пост, и тем, кто забыл, еще есть время вспомнить об этом: он заканчивается 12 июля праздником святых Первовер­ховных Апостолов Петра и Павла.

      Я бы сказал, что пост — это упраж­нение духа, души и тела на пути к спа­сению. Конечно же, основа его долж­на быть обязательно духовной — борь­ба со страстями, греховными жела­ниями. Это период усиленной молитвы, попытки разобраться в самом себе, све­рить свою жизнь с Евангелием.

      Постятся муж, жена, дети — призы­вают помощь Божию на свою семью. Постятся жители города или села — Гос­подь обязательно оградит их от всяко­го зла. Постится и молится народ — мир и благополучие будут в стране.

      Не только же об экономических проб­лемах нам говорить изо дня в день, да­вайте, наконец, вспомним о духовном! Бог всем управляет. И наше дело — не забывать об этом, молиться, каяться, поститься, чтобы призвать Его ми­лость. В чем нам, Господи, и помоги!

 

С архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок

30.06.2014