Беседы с архипастырем

О празднике Рождества Христова

7 января православные христиане отмечают светлый, трогательный и самый любимый свой праздник — Рождество Христово. В этот день беззащитным Ребенком пришел на землю Господь, чтобы отогреть людские души и спасти от греховной жизни. О Рождестве Христовом, его смысле и глубинах наша праздничная беседа с ректором Минской Духовной Семинарии, архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ.

Рождество Христово — один из великих двунадесятых праздников. В чем же, Ваше Высокопреосвященство, сокровенная глубина его?

Рождество Христово — это непостижимая тайна, свободный дар благодати Божией. В эту святую ночь все вокруг освещается Его присутствием. Бесчисленное множество Ангелов собирается над холмами Вифлеема, ожидая повеления, чтобы сообщить миру благую весть.

        По сути Рождество Христово и является той благой вестью для всего мира, с которой ничто другое сравниться не может, это праздник величайшей радости!

      «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, — говорит через Ангела всем людям Бог, — ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк 2, 10-11).

        Увы, не все могут воспринять сердцем эту радость, ибо многие настолько удалились от Бога, что подменили величайшее событие внешней житейской мишурой — ярмарками, вертепами и пряниками. А ведь Рождество — это неизъяснимая, доступная не каждому глубина, благодатная возможность встретиться с Богом. Господь стал Человеком, чтобы людям открылись сокровенные тайны Божии. И Церковь воспевает: «Таинство странное вижу и преславное».

        Что может сравниться с этим Таинством? Целое небо с солнцем, луной и звездами, вся вселенная со всем могуществом Божиим вместились в один малый Вифлеемский вертеп! Разверзаются Небеса — и искренняя молитва, обращенная к Богу, соединяет всех людей земли.

        Всякое подлинное служение человека поднимается ко Господу как самая драгоценная хвала, благоухание духовное.

        Господь принимает нас такими, какие мы есть, только ждет, чтобы и мы приняли Его всем сердцем, увидели Его, узнали, уверовали в Него и возлюбили.

        Волхвы одними из первых приветствовали Искупителя. Они первыми принесли свои дары и положили к Его стопам. А какие дары приносим мы Господу? Даже самые многоценные, они ничто по сравнению с теми великими дарами, которые Он нам дает, прощая и любя.

—     Задолго до Рождества Христова пророки предсказывали приход на землю Мессии. Можно сказать, Ваше Высокопреосвященство, что вся Евангельская история есть исполнение этих ветхозаветных предсказаний?

В ветхозаветных книгах насчитывается несколько сотен пророчеств о Мессии и о Его благодатном Царстве, начиная от Пятикнижия пророка Моисея и заканчивая позднейшими предвидениями Захарии и Малахии.

        Больше всех писали о Мессии пророк Моисей, царь Давид, а также Исаия, Даниил и Захария.

        Святой Исаия еще в VIII веке до Рождества Христова говорит: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14).

        Эти предсказания должны были подготовить евреев, а через них и все человечество, к пришествию Спасителя мира, чтобы Его могли узнать люди и в Него поверить. Ветхозаветные пророки подробно описали грядущие события еще за несколько столетий до того, как они произошли.

        Сам тот факт, что за много сотен лет пророки могли с мельчайшими подробностями предсказать события будущего, есть неоспоримое свидетельство, что через них говорил Бог. Еще в патриархальное время предкам евреев были известны многие существенные сведения о Мессии: что Он сокрушит дьявола, принесет благословение всем народам, будет Примирителем, Вождем и Царство Его пребудет вечно. Эти сведения перешли от евреев к многим языческим народам — индусам, персам, китайцам, потом к грекам.

Господь наш Иисус Христос пришел спасти людей от греха. Но как же недружелюбно, Владыко, встретил мир своего Спасителя!

Да, к сожалению, даже в гостинице Вифлеема не нашлось места для Святого Семейства, и Матерь Божия в пещере, предназначенной для стойла скота, дала земную жизнь Спасителю мира.

        Затем жестокий тиран Ирод решил избавиться от него как от возможного соперника. Призвав волхвов, идущих в Вифлеем, он попросил их разузнать о местопребывании Младенца, но когда те отправились к себе на родину другим путем, он словно обезумел от злобы и приказал уничтожить всех младенцев в небольшом селении Вифлееме...

        Не зря так злобствовал немилосердный и безбожный царь Ирод: ведь Сын Божий пришел на эту грешную землю, чтобы явить людям славу Отца и открыть им свет Божией любви. И сколько удивительных чудес явил нам Господь: рождение Христа от Святой Девы Марии, хождение Его по водам, исцеление одним словом безнадежно больных, воскрешение мертвых, в том числе четверодневного Лазаря, сияние Божественным светом на горе Фавор, Воскресение в третий день после смерти, Вознесение и ниспослание Святого Духа людям — все это вехи в истории спасения людей Господом нашим Иисусом.

Господь принес себя в жертву за нас, грешных. Но ведь, Владыко, духовное возрождение человека невозможно, если нет желания его самого?

Да, только при добровольном нашем участии Спаситель являет Свою помощь. Человеку дана свобода выбора между добром и злом — и мы выбираем. Начало духовной жизни — это прежде всего исправление себя, это «создание фабрики добрых помыслов», как говорит преподобный Паисий Афонский.

        Не всякому дано быть царем или князем, начальником или знаменитым ученым, но во всяком звании можно любить Бога и угодить Ему. И только это важно. А в земных чинах искать радости нет смысла, ибо для души это не имеет никакого значения. Только тот, кто больше любит Бога на земле, пребудет во славе в Царствии Небесном. Правда, для этого необходимо премного потрудиться над своей душой.

        Сегодня в нашем обществе немало проблем, которые требуют скорейшего разрешения. Но думается мне, что наиважнейшая духовная задача людей — разрушить взращенный культ наслаждения и наживы, самодостаточности и самодовольства, возвратить в сознание стремление к добру, любви, жертвенности и правде. И если само общество будет поощрять целомудрие, честность, скромность, благонамеренность, великодушие — все остальные проблемы решатся, ибо Господь поможет в этом.

        Знаменование тому — Рождество Христово. Событие это возвратило людям усыновление Небесному Отцу, даровало Божию благодать, незримо помогающую во всяком добром деле.

Но как же непросто, Ваше Высокопреосвященство, стяжать добродетели! С каких благих дел прежде всего следует начать прихожанину храма, чтобы стать настоящим христианином?

Главное — жить в покаянии сердечном. Тогда христианство станет самой сутью жизни, а не просто благим обычаем. Еще нужно неуклонно следовать тому, чему учил Господь: смиряться, любить людей, стараться творить добро ближним, помогать нуждающимся.Господь призывает нас изменить себя. Если мы покаемся и призовем помощь Божию, Он выведет из любых тупиков.

        Преподобный Силуан Афонский говорит: «Любовь Господня так горяча, что если вкусит ее душа, то уже ничего другого не желает она; и если потеряет ее или если умалится благодать, то какие молитвы изливает тогда душа пред Богом, желая снова обрести благодать Его. Так преподобный Серафим выстоял три года день и ночь на камне, ибо душа его познала Господа, и усладилась Его благодатью, и возлюбила Его до конца».

        Душа, познавшая Господа, Который есть Любовь, стремится к Нему, ни на секунду не забывая о том блаженстве, которое испытала.

Как обрести в своем сердце Христа, Владыко, чтобы достигнуть такой благодати?

Нужно любить Его. По словам святителя Николая Сербского, «истинной является лишь та жизнь, кою ищут и обретают во имя Господа Иисуса Христа. Все прочее — смерть и тлен».

        Подлинный мир, растворенный правдой Божией и радостью о Духе Святом, возможен только во Христе. Господь даровал нам счастье быть Его детьми, смотреть на все Его глазами, каждый миг жизни переживать Его Рождество, Воскресение, Распятие и Богоявление.

        В эти святые рождественские дни хочу всем пожелать достигнуть духовного Вифлеема. Волхвы принесли в дар Богомладенцу золото, ливан и смирну. Давайте и мы принесем Спасителю дары, только вместо золота — сердце, очищенное от грехов, вместо ливана — смиренную молитву, растворенную любовью к Богу и ближним, вместо смирны — искреннее покаяние. С праздником Рождества Христова!

С праздником и Вас, дорогой Владыко!

С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок

04.01.2017