Беседы с архипастырем

О Пасхальной радости, воскресении души и поиске искусственных технологий к продлению жизни на земле

Среди Господских праздников праздник Пасхи Христовой занимает центральное место. Все Богослужения и церковные обряды его особенно торжественны и проникнуты чувством радости о Воскресшем Христе. Может ли каждое сердце испытать Пасхальную радость и как наша материализованная жизнь пытается подменить ее заботой о телесном — об этом мы беседуем с наместником Жировичской обители архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ.

— Весь Великий пост, Ваше Высокопреосвященство, мы ждали с нетерпением самого главного праздника — Воскресения Христова. Но как прочувствовать, пережить во всей полноте радость Пасхальную?

— Пасхальная радость — это дар Божией любви. Если человек старался поститься, молитвенно следуя за Христом по пути Его Крестных страданий, то Господь не лишит его радости на праздник Святой Пасхи.

    Так много можно сказать красивых и возвышенных слов о Пасхальной радости. Но разве можно выразить ее словами? Ее нужно пережить.

    Человек всегда стремится к радости, без которой жизнь его была бы тусклой, скучной и унылой. Апостол Павел говорит, что плодом пребывания Духа Божия в сердце человека, в числе других, является и радость (см. Гал.5:22). А если этой радости нет, то нет и Духа Божия в сердце. Страдания, болезни, предавшие тебя друзья или самые близкие люди, даже сама смерть не лишают этой радости того, кто ее обрел в своем сердце.

    Преподобный Серафим Саровский всех приветствовал словами «Христос Воскресе!». Он свидетельствовал о Воскресении Христовом и в Пасху, и не в Пасху. Почему, как вы считаете? Потому что верил и чувствовал, что Пасхальная радость всегда с нами.

    Господь рядом всегда! Без Бога ничто не радует, все вокруг становится неинтересным и незначительным. Поэтому так важно всегда хранить свое сердце и очищать его от греховной накипи, чтобы духовная радость поселилась в нем.

    А искать ее не нужно. Церковь дает нам все для нормальной, а не искусственно культивированной радости.

— Христос Своим Воскресением явил торжество жизни над смертью, праведности — над грехом, убеждая и нас верить в собственное воскресение и вечную жизнь с Богом. Почему же нас так страшит уход в Вечность?

— «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:22). Эти апостольские слова говорят не только о физическом воскресении людей, но прежде всего о духовном возрождении.

    Что же касается жизни вечной, то бессмертие с давних времен волновало умы людей, а смерть пугала своей неизвестностью. Слишком уж мы привязываемся к материальному в земной нашей жизни. Что только люди не испробовали, пытаясь продлить свое земное существование! Чтобы жить вечно, китайские алхимики старались создать эликсир бессмертия, европейские алхимики — эликсир жизни, а японские монахи практиковали мумификацию.

    Ну а в наши дни с развитием всевозможных технологий все большую популярность набирает трансгуманизм — это когда мозг конкретного человека можно «оцифровать» и заложить в сверхмощный суперкомпьютер либо экспортировать его в некое универсальное тело.

    Некоторые ученые, все больше рассматривая людей как биологические машины, и вообще предлагают постепенно заменять органы тела человека искусственными. А генетики всей планеты пытаются понять, как отключить ген старения.

    Только вот приходит Богом назначенное время, и все попытки человеческие оказываются несостоятельными. Не в нашей компетенции эти вопросы, их решает только Господь. А некое механическое отношение к природе человеческой личности лишь рождает нравственные проблемы.

    Образ Божий — в душе разумной, которая по своей природе есть дух. Никто из разумных существ, кроме Бога, не может проникнуть в природу духа. Все, чего может достичь наука, касается только материальной области. И многих это, увы, прельщает.

    Вот и исчезает из жизни радость, покрывают людей все больше тоска, уныние, что есть смертный грех...

— Тем не менее, Владыко, человечество находится в поиске все новых технологий. Для вечной жизни «открыли» еще один способ — крионику, заморозку тел. Позднее обещают разморозить, а там — живи себе, радуйся и не умирай!

— Хоть это и вызывает улыбку у здравомыслящих людей, тем не менее находятся те, кто серьезно надеется, что с последующим внедрением нанороботов в мозг и организм возможно реанимировать тело к жизни.

    А душа? Куда же ее определить тогда?

    Если душу человека забирает Бог, то кем же, в случае успеха криоников, будет возвращенное к жизни тело? Оно ведь уже не будет той личностью, потому что не будет человеком. Это существо с высокотехнологичным телом, с мощным искусственным интеллектом, но... бездушное.

    По-гречески слово «душа» (дуть, дышать) означает саму жизнь человека. В Книге Бытия мы читаем, что Господь именно вдунул жизнь в Адама: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7).

    Душа — высочайший дар Господа нам, людям, — носит в себе образ и подобие Божие. Каждая душа, как пишут святые отцы, отдельно творится Богом, она является местом обитания в нас Духа Божия.

    Что же есть воскресение души? Как учит святитель Димитрий Ростовский, это возвращение благодати Божией к душе человеческой. «Ибо как во время Общего Воскресения, когда души возвратятся к своим телам, тотчас же все тела оживут, так и в настоящей нашей грешной жизни, когда благодать Божия возвращается к душам нашим, тотчас же души наши оживотворяются. И в этом состоит воскресение души», — пишет святитель.

    Когда нет понимания того, что только Бог всякого блага Промысленник и Податель, человек надеется лишь на свои силы, воображая, что может все, в том числе воскрешать себе подобных, влиять на людей и события. Устремления ко спасению души, Царству Небесному сменили психотехнологии, вселяющие ошибочную уверенность, что можно стать «богом» в «царстве земном».

    Диавол в очередной раз лукаво предлагает людям стать всемогущими и совершенными, но независимыми от Творца. Этим рецептом однажды воспользовался денница. Только вот нам всем известно, какая участь его постигла.

— В последнее время, Владыко, мировые события стали приобретать явно угрожающие черты. Человечество, похоже, упорно переходит к последнему этапу самоуничтожения?

— И в этом ничего нет удивительного. Моральные и нравственные нормы, данные нам Господом в заповедях, существуют для того, чтобы регулировать поведение людей. Однако все большее число их не хотят считаться с такими нормами поведения, желая себе все большей внешней свободы, но только не свободы от греха.

    Вот грех и разрастается, а все сотворенное Богом начинает восставать на человека — и природа, и птицы, и животные, да и сама Земля словно пытается сбросить с себя надоевшее своей самонадеянностью и противлением Истине человечество.

    Но даже не количество грехов и тяжесть их губит нас, а нераскаянная наша жизнь. Христос начинает Свое Евангелие, Свою благую весть, Свое поучение человечества с покаяния. Покаяние — это основа нашего спасения, поэтому от него и нужно возвращаться к истокам жизни.

— Даже в нынешнем состоянии нашем, Владыко, покаяние может помочь выйти из того трагического состояния, в котором сегодня находится человечество?

— Дверь покаяния — это дверь спасения от гнева Божия. У нас есть Библейский пример Ниневии — одного из древнейших городов Ассирии (нынешний Ирак, где сегодня стоит город Мосул).

    Там повсюду царило падение нравов, люди были развращены богатством, полны гордыни и скатывались все больше к погибели. Тогда Господь послал пророка Иону возвестить жителям о разрушении Ниневии.

    И как это было ни удивительно, слова Божия предупреждения жители восприняли со всей серьезностью и сокрушением. Царь призвал народ к покаянию. Он повелел ниневитянам, чтобы «ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбища и воды не пили. И чтобы покрыты были вретищем люди и скот, и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего, от насилия рук своих» (Ион. 3:8).

    По преданию, Ниневию спас пост. И Бог-Любовь умилосердился, увидев покаяние жителей, подкрепленное добрыми делами. Он отвел от них бедствие, которым угрожал вначале.

    Дверь покаяния — это дверь спасения от гнева Божия. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2), — призывает нас Спаситель. Господь Крестным подвигом и смертью, а затем Воскресением преобразил падшее человечество и открыл нам путь к вечной жизни. Он дал нам свободный путь веры, покаяния и самоочищения.

    Достичь вечного блаженства в Небесных обителях — конечная цель нашей жизни.

    Некоторые ошибочно думают, будто Царство Божие установится лишь на Небесах. Нет, дорогие мои, Царствие Божие внутри нас есть, оно начинается на земле. Это невидимая, внутренняя жизнь человека, когда он полностью подчиняет свое сердце евангельской истине и живет согласно заповедям Спасителя.

    А Пасхальная светлая радость побеждает все земные скорби и печали, горечь пандемии и любые жизненные трудности. Она даже среди величайших страданий приносит сердцу радость!

    Для верных Христу нет смерти! «Воскресе Христос и жизнь жительствует! Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало», — поет Святая Церковь в светлые Пасхальные дни.

    Хотелось бы всем пожелать, чтоб никакая скорбь и тревога не омрачали и не умаляли нашей радости о Воскресшем Спасителе мира! Забудем всякую земную горесть и исполнимся небесной радости; отложим всякую вражду и исполнимся любви и мира.

    Двери спасения открыты для каждого. Каждый может в эти двери войти, все приглашаются на этот пир возрождения. Христос Воскресе!

— Воистину Воскресе!

 

С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок 

28.04.2021