Святой Афон — проповедь о безмолвии, посвящении сердца Богу
О паломничестве на Святую Гору Афон — месте особого покровительства Матери Божией, монашеской жизни в Ватопедском монастыре. О значении для мира подвига безмолвной молитвы, которая удерживает на земле, оскверняемой нашими грехами, ту божественную силу, которая называется благодатью. А также о великой силе церковных таинств рассказывает Владыка.
— Ваше Высокопреосвященство, Вам довелось побывать в Ватопедском монастыре как раз во время праздничных мероприятий, посвященных Положению Честного Пояса Пресвятой Богородицы. Как проходили торжества?
— Своею милостью Господь сподобил нас с Владыкой Вениамином великой чести не просто побывать на праздничных мероприятиях в Ватопедской обители, но даже и принять участие в торжествах 13 сентября. Накануне праздника в монастыре состоялось ночное Богослужение, по окончании которого был совершен молебен с водосвятием и Крестный ход вокруг обители.
В самый день праздника Божественную Литургию возглавил митрополит Леонтопольский Гавриил (Александрийский Патриархат). Мы с Владыкой Вениамином сослужили Его Высокопреосвященству вместе с игуменом обители архимандритом Ефремом, игуменом монастыря Григориат архимандритом Христофором и сонмом иеромонахов.
На Богослужении присутствовало множество паломников из Греции, России, Беларуси и других стран. И каждый имел возможность поклониться Поясу Пресвятой Богородицы, хранящемуся в Ватопедском монастыре. Царила очень молитвенная, благодатная атмосфера, и не покидало ощущение, что земля и Небо соединились.
— Гора Афон — место особого покровительства Матери Божией, место молитвы. Но ведь таким, Владыко, оно было не всегда?
— С незапамятных времен главный Афонский пик, соперничающий высотой с Олимпом, почитался мудрецами древности символом Вечности, знаком величия мироздания. В античные времена на вершине горы находилось святилище с храмом Аполлона. Сюда к прорицательницам-пифиям, а также на поклонение другим языческим идолам стекалось множество народа.
Однако Промыслом Божиим Афону была предназначена особая роль в истории спасения человечества. Его стали населять монахи — люди, без остатка посвятившие себя служению Богу. Их жизнь — это непрерывная молитва, таинственные глаголы Духа Святого, неслышимые и непонятные для мира, но все еще удерживающие его от краха.
Жизнь монахов на Святой Горе издавна сложилась в разных формах устроения, донесших свое значение до наших дней. Монашеская традиция никогда здесь не прерывалась: она хранила в особой чистоте церковное Предание.
Основной тип монашеского учреждения — это монастыри. Затем идут подчиненные монастырю скиты — небольшие иноческие общины, состоящие из нескольких монашеских келий и имеющие свой храм. Существуют также и каливы (хижины), в которых подвизаются, как правило, старец и несколько его учеников. Но независимо от формы устроения жизнь святогорца посвящена исключительно молитве, Богослужению и труду.
— Ваше Высокопреосвященство, что лично Вас более всего духовно впечатлило в этой поездке на Святой Афон?
— Меня очень порадовало, что монахи по-настоящему подвизаются. Все они пришли сюда с мира со своими недостатками, немощами — это не Ангелы с Небес спустились, но братия c великим усердием несет монашеские труды, совершает духовные подвиги. И это видно не только по расписанию Богослужений, но и по богодухновенному выражению лиц.
«Не может укрыться град, стоящий на верху горы» (Мф. 5:14). Так и в монастырях на Афоне подвиг, молитва проявляются в духовном состоянии этих подвижников. Святогорцы в каждом человеке видят образ Божий, с искренней душой приветствуют паломников, всех радушно встречают.
Я наблюдал за монахами, схимниками, послушниками, которые трудятся в Ватопедской обители. Казалось бы, на первый взгляд, у них сплошь одни трудности и скорби: днем молятся и трудятся, ночью — молятся, а на отдых их время весьма ограничено. Но я поражался, глядя на их лица, светящиеся духовной радостью. Пребывая в постоянной молитве, одни служители Божии достигли высокого духовного состояния — такие, как игумен Ефрем, а другие идут по этому пути.
Думаю, к ним применительны слова Апостола Павла: «Преизобилую радостью при всей скорби нашей» (2 Кор. 7: 4).
— Однако, Владыко, такая радость становится все более несвойственной нашему миру. И человечество сегодня переживает немало бедствий.
— К сожалению, это так. Притом самое страшное, невидимое бедствие — это катастрофическая потеря благодати. Демон ненавидит все добрые дела, но по-настоящему страшна ему только благодать. Подвиг безмолвной молитвы (исихии) — это удержание на земле, оскверняемой нашими грехами, той божественной силы, которая называется благодатью.
Существуют различные виды милостыни — материальная, душевная, духовная. И все они важны, спасительны для человека. Но мир держится милостью Божией все же на духовном подвиге, неизвестном ему и непонятном. Святой Афон — это и есть проповедь о безмолвии, стяжании благодати, посвящении сердца Богу.
Болезнь нашего времени в том, что произошла подмена божественного света интеллектуальным, когда превалируют рассудочные представления, догадки, всевозможные теории и душевные переживания. Для стяжания же духовного света необходим подвиг, основанный на опыте подвижников, уже стяжавших этот свет.
— Возможно ли, Ваше Высокопреосвященство, перенять и применить подвижнический опыт афонских монахов и в наших обителях?
— Стремиться подражать подвигу афонских монахов, безусловно, нужно. Потому и благочинный обители Жировичской, и эконом посещают это святое место, чтобы поучиться и привить у нас хоть маленькие ростки такой высокодуховной жизни. Но нужно сказать, что у каждого монастыря, как и у монаха, свой духовный путь, определенный Господом: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1Кор. 15: 41).
Наша задача в первую очередь спасти душу, и я считаю, что, например, в Жировичской Свято-Успенской обители все условия для этого есть. Только бы мы сами прилагали усердие, понуждали себя к духовному подвигу и всецело, безраздельно любили Господа.
Несомненно, что Афон свою спасительную роль выполняет. Господь по заступничеству Божией Матери, по молитвам реальных подвижников (а не тех, что только говорят о подвиге), все еще милует нас.
— А миряне, Владыко, могут научиться чистой молитве, чтобы хоть немного приблизиться к подвигу?
— При старании можно многого достичь. Главное — беречься от соблазнов нашего грешного мира, которые бывает трудно преодолеть.
Для этого Господь дал нам средства для спасения — церковные таинства. Во время таинства Исповеди, например, очищается душа от грехов, а во время Святого Причастия человек освящается. Всякое таинство бесконечно глубоко и соединяет нас с Богом, открывает нам новую жизнь — сокровенную, духовную. Таинства церковные непостижимы разуму человека, они познаются сердцем в той мере, в какой оно способно вместить. Но таинство Исповеди имеет особое значение, так как в нем Господь (если у человека глубокое, искреннее осознание греха) снимает нечистоты с души человека.
Что касается чистой молитвы... Как невозможно высшую математику постичь в один день, так и молитва чистая, величайшая наука из наук, быстро не постигается. Но стремиться к этому нужно. Первоначально Господь принимает даже молитву рассеянную, если человек себя к ней понуждает. Обязательно нужно посещать храм, а дома читать жития святых, которые являют образцы нравственности духа, стараться молиться и жить по Божиим Законам.
В Евангелии, отвечая на вопрос, какая наибольшая из Заповедей, Спаситель говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая Заповедь; вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 36—39).
Это непреложный закон, который дан нам Самим Богом, Творцом Вселенной. Вот эти слова и должны быть начертаны в уме и сердце у каждого. Только ими мы должны в жизни своей руководствоваться. Эта Заповедь — как образ совести христианина, как критерий.
Устраивайте свою жизнь так, чтобы она была угодна Богу. И да поможет всем нам Господь наш Иисус Христос жить по-христиански.
С архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ
беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,
г. Новогрудок
29.09.2014