Беседы с архипастырем

О грехе детоубийства, людской жестокости и о духовных трудах во спасение души.

Недавно российские телеканалы в очередной раз повергли в шок своих зрителей: жители Свердловской области обнаружили в лесу пластиковые бочки, в которых находились человеческие эмбрионы О грехе детоубийства, людской жестокости и о духовных трудах во спасение мы беседуем с Управляющим делами Белорусского Экзархата, архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ.

—   Ваше Высокопреосвя­щенство, найденные в боч­ках человеческие эмбрио­ны, воочию представлен­ные плоды нашего жесто­косердия — это нам для вра­зумления?

—   Да, это напоминание о том, что случайностей в жизни не бывает, и тяжкие преступ­ления, совершаемые тайно в абортариях, волею Господней были открыты на всеобщее обозрение. Может быть, мать, не побоявшаяся греха дето­убийства, увидев замученных этих деток, встрепенется: не мое ли чадо среди этих 248 убитых во чреве? Может, заго­ворит совесть, голос Божий в человеке, и она покается в совершенном грехе?

А вообще ведь средства массовой информации тему детоубийства предпочи­тают не поднимать, словно табу наложено на нее. Если и говорят о понятиях добра и зла, то лишь исключи­тельно в аспекте прав и свобод человека. Свобода же убивать своих детей воспринимается всем обще­ством, увы, как нечто естественное.

Сразу после этой страшной находки начались пои­ски виновного — организации, которая (цитирую) «занимается утилизацией медицинских биологических отходов, полученных от медицинских учреждений». Уже в одном этом определении — нездоровое сме­щение акцентов: получается, что убивающие своих чад ни в чем не повинны, а вина на тех, кто следы дея­ний этих не уничтожил.

И пока не рожденные, но уже живые дети с Богом данной душой, бьющимся сердечком, способные чув­ствовать и на все реагировать, относятся у нас к «био­логическим отходам», будет продолжаться духовная деградация общества.

По словам председателя Синодального информа­ционного отдела Московского Патриархата Владимира Легойды, Святейший Патриарх Кирилл с глубокой скорбью принял известие об этом происшествии и при­зывает всех верных чад Русской Православной Церкви молиться о том, чтобы их соотечественники одумались и положили конец как чудо­вищному по своему размаху и обыденности умерщвлению де­тей в материнской утробе, так и варварскому отношению к останкам нерожденных людей...

На высочайших уровнях серьезно обсуждается демо­графическая проблема, кото­рая очень остро стоит и в Рос­сии, и в других славянских странах. Но никак мы не мо­жем сойти с атеистического пути и признать, что решение любой проблемы общества на­чинается с веры, с Заповедей Божиих, одна из которых гла­сит: «Не убий!».

— По словам святых от­цов, первыми, кого увидят родители на том свете, будут их нерожденные дети. Если бы каждая мать знала об этом, воз­можно, все было бы иначе, Высокопреосвященнейший Владыко?

— Многие просто не хотят знать. И, не раскаявшись во грехе детоубийства, они, как правило, умирают в отречении от Христа, потому что кровь ребенка, не омытая покаянием, превратится в огненную реку, ко­торая в Вечности отделит их от Бога.

Ни одно животное, ни одно пресмыкающееся не уничтожает своих детей — только человек, хомо сапиенс, «разумное» существо!

Многие во всем винят время. Только не стоит на него списывать дела собственных рук — это мы сами по собственной воле не стремимся жить в вере. А без веры, нравственных принципов человек теряет чело­веческий облик. И этим определяет качество своего времени.

Наша цивилизация столкнулась с рядом серьез­нейших проблем. Среди них технологические ката­строфы, цунами, наводнения, исчезновение целых ви­дов животных и другие бедствия. Все они возникли не на пустом месте — это следствие наших вопиющих пре­ступлений против Бога. Но Господь милосерд: достаточно искренне обра­титься к Нему, покаяться, повернуть свою жизнь в дру­гое русло и помнить, что Творец всего — Всемогущий Бог, как все изменится к лучшему. Но не так просто победить человеку свою гордыню.

—  Одним из проявлений этой гордыни нельзя ли считать, Владыко, исчезновение у человека бла­гоговения перед великим таинством смерти? Многие полагают, что отчасти этому способ­ствует и быстро развивающаяся наука тран­сплантология.

—  Наука представляет собой знание принципов, ос­нованных на исследовании и опыте. Это не что иное, как попытка человека своим несовершенным умом про­никнуть в тайны совершенных Божественных законов.

И здесь все зависит от того, как мы относимся к тому или иному достижению науки, в том числе и тран­сплантологии. Если, например, человек, сострадая ближнему, отдает ему свою почку — это есть прояв­ление любви. А если у тебя ее насильно вырезают — это уже преступление.

Богу угодно все, что основано на любви. А любить — значит, жертвовать собой, выходить за свои пределы и так достигать подлинной глубины и качества жиз­ни. К сожалению, сегодня более распространено стремление брать, замыкаться на себе. Но это уже нравственная смерть.

Святой старец Паисий Афонский говорит: «На­сколько мы забываем себя, настолько о нас помнит Бог!». Любовь к ближнему через жертву — это путь к Богу, Который Всеправеден и устраивает все так, как будет для нас полезно. Только жертвуя ради ближнего, мы получаем награду на Небесах и благодать на зем­ле.

Когда мы стремимся лишь к собственному счастью, мы его не достигаем, а душа остается пустой и хо­лодной. Даже если человек испытал все земные на­слаждения, он все равно будет чувствовать неудо­влетворенность и тоску.

Кстати, коль уж о медицине заговорили, хочу на­помнить слова знаменитого профессора Пирогова: «Веру я считаю психической способностью человека, которая более всех других отличает его от животных». Так что у каждого есть возможность выбора, кем ему быть в этой жизни.

—  Не правда ли, Ваше Высокопреосвященство, се­годня этот выбор часто делается в пользу наси­лия, особенно среди молодежи?

—  Я задам ответный вопрос: а на чем наши молодые люди воспитываются, какие образцы для подражания им предлагаются?

Четырнадцать человек погибли недавно в Америке на премьере фильма о Бэтмене: неивестный в маске ворвался в кинотеатр и открыл огонь по зрителям, что воспринялось ими сначала как продолжение действий на экране. Но это была уже реальность. Просто мо­лодой человек повторил действия, совершаемые в бое­вике — чему тут удивляться?

В подобных фильмах «положительные» герои уби­вают человека, а потом живут долго и счастливо. Но в жизни так никогда не бывает. Если убивший чело­века и сможет на какое-то время заглушить муки со­вести, то потом она все равно станет терзать его душу с удвоенной силой. Современные же боевики уводят нас от этой главной мысли, притупляют сознание и учат убийство воспринимать не как чудовищное злодеяние, а как дело обычное.

А посмотрите на нашу телерекламу! Процесс по­требления материальных благ она уже давно пре­вратила в главный смысл жизни человека. Дошло до того, что кирпичи рекламируют на фоне полуобна­женных девиц. Вот как после этого родителям, педа­гогам в школе учить детей чистоте и целомудрию? И такие «положительные» образы с детства заклады­ваются в сознание будущей матери, жены.

Но все это даже не вопросы социальной морали, ко­торая стоит за рекламой, а идеологии.

Поскольку же мы сами не можем взять и изменить мир, нужно каждому стараться работать над собой. Помните слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся»? Вот и будем трудиться каждый над своей душой во спа­сение.

—  14 августа начинается Успенский пост — вре­мя для особых духовных трудов. По строгости он приравнивается к Великому посту. Чем же так ва­жен для нас Успенский пост, Ваше Высокопрео­священство?

—  Есть такое предание Церкви, что семь недель по­священо Господу — это Великий пост, и две недели — Божией Матери, Которая является и Матерью всех нас. Пресвятая Богородица усыновила род человеческий при Кресте Сына Своего, и чтобы удостоиться Ее ми­лости, нужно потрудиться. Соблюдение поста дока­зывает нашу любовь к Божией Матери на деле.

Велика любовь Пресвятой Богородицы к роду че­ловеческому. Она наша Заступница, Помощница. Ей даны особенные власть и дерзновение ходатайство­вать пред Богом о человечестве.

Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, Ангелам и Арханге­лам, говорит им: «Молите Бога о нас», только к Бо­гоматери она употребляет слова: «Спаси нас».

Вот и будем просить Пречистую, чтобы направила стопы наши на дела добра, мира и спасения.

Желаю всем вам, дорогие читатели, достойно пройти Успенский пост, который длится всего две не­дели. Постарайтесь — и вы почувствуете заступниче­ство Пресвятой Богородицы, удостоитесь Ее особого покрова.

Помоги всем, Господи!

 

С архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок

 

24.07.2012