О грехах зависти, сребролюбия и генно-модифицированных продуктах
Грехи зависти и сребролюбии – пожалуй, главные, которым подвержены сегодня люди. В погоне за прибылями многие не останавливаются ни перед чем. Пример тому – дешевые генно-модифицированные продукты, которые заполонили прилавки. Америка уже ощутила результаты потребления ГМ-пшеницы, изменяющей функции печени, а также ГМ-кукурузы, которая провоцирует развитие раковых опухолей. Но обороты ГМО растут… Почему мы так преступно безответственно относимся к жизни, словно сами себе желаем зла? Об этом наша беседа с Управляющим делами Белорусского Экзархата, ректором Минских Духовных Академии и семинарии, архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ.
— Ваше Высокопреосвященство, если проанализировать происходящие негативные процессы с духовных позиций, то, наверное, можно назвать главную их причину?
— Главная причина в греховной нашей жизни. Грех все увереннее чувствует себя на земле, ибо происходит отступление людей от Бога. А если взят курс на удаление от Света, Жизни, то, естественно, мы все с большим ускорением скатываемся во тьму, к страданиям.
Греховные плоды многочисленны и разнообразны — болезни, разрушения, смерть. В наш век высоких технологий, увы, ум человеческий помрачился, воля ослабела, чувства исказились, а душа потеряла целеустремленность к Богу, что увеличивает и отягощает наши страдания.
Мир устроен так, что все мы в этой жизни невидимо связаны единой цепочкой. А потому грех одного человека сеет страдания, болезни, смерть других людей. Как это ни печально, но сегодня грех на уровне общественного сознания практически возведен в норму, поэтому людям, особенно молодым, трудно сориентироваться, что есть добро, а что зло. Рекламируются ложные идеалы, замутняющие совесть, и человек постепенно погрязает в страстях, забывая о Боге и Вечности. Главное — ухватить все, что возможно на земле, а после меня хоть потоп.
— Владыко, если говорить о страстях, то зависть и сребролюбие, пожалуй, главные из тех, которым наиболее подвержены сегодня люди.
— Как она, зависть, многогранна! В ней гордость и властолюбие, эгоизм и самолюбие. Зависть — страшное зло.
Сегодня, когда под культ денег подпали многие, зависть разрастается в душах до небывалых размеров и является, по словам святителя Василия Великого, печалью о благополучии ближнего.
— Как же от нее избавиться, в чем спасение и утешение?
— В искусстве не завидовать. Как считает русский философ Иван Ильин, оно вовсе не сложно. «Дари каждому то, что у него и так есть, и не копайся непрестанно в собственной неполноценности. Поднимайся вверх, не сталкивая вниз другого. Не завидуй! Не завидуй! И — самое важное — научись в большом деле забывать о себе!».
— Я бы, Ваше Высокопреосвященство, назвал зависть родной сестрой сребролюбия...
— Деньги сегодня стали эквивалентом благополучия, иначе, как — считают некоторые, человек не состоялся.
А для достижения этого благополучия все средства хороши. Вот и предлагают «добрые» взрослые несмышленым нашим чадам большой выбор «образцов» для подражания. Со всех экранов им только и показывают, как «крутые» парни с пистолетами и ножами грабят магазины и банки, лихо разделываясь с охраной. В сознание молодых людей это западает, и они поневоле озадачиваются вопросом: а почему бы и мне не попробовать? Вот и растет число преступлений.
Сребролюбие — смертный грех, корень всех зол, как предупреждает нас Апостол (1 Тим. 6:10). Если с ним не бороться, не выкорчевывать из сердца, он приводит к страшным последствиям.
Когда-то Иуда из-за этой страсти превратился в предателя Христа и окончил жизнь самоубийством. По преданию, даже дерево, на котором он повесился, дрожало от ужаса и омерзения.
Всякий сребролюбец в какой-то степени подражает греху Иуды и сам приговаривает себя к похожей участи в будущей жизни — пребыванию в аду вместе с падшим апостолом.
— Не зря, Владыко, царь Соломон молился: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне (Притч. 30:8).
— Во все времена сатана искушает человека богатством. Как мудрый правитель, царь Соломон понимал, каким соблазном оно может стать. Еще никого богатство не сделало лучше, напротив, чаще бывает наоборот: у богатых родителей дети то наркоманы, то алкоголем увлекаются и, как правило, неблагодарные эгоисты.
Сердце человека, который собирает богатство лишь здесь, на земле, постоянно грызет скрытый червь — тревога и беспокойство за свое имущество, деньги, доходы.
Есть в Отечнике такая поразительная история. Некогда преподобный авва Даниил, странствуя, остановился на ночлег в одном селении в жилище некоего Евлогия. Он был каменотесом и зарабатывал на жизнь тем, что тесал камни. Себе покупал только самое необходимое, а все остальное раздавал нищим, привечал странников.
И так Евлогий понравился преподобному Даниилу, что стал он просить в молитве Бога даровать каменотесу большие блага, которые могли бы позволить делать тому еще больше добра.
Бог ответил: «Хорошо, Я исполню твою просьбу, но то, что последует за этим, целиком ляжет на твои плечи».
И вот Евлогий вдруг нашел клад, уехал в другой город, поселился во дворце, жизнь стал проводить в пирах и увеселениях и на пушечный выстрел не подпускал к себе ни одного бедняка и нищего. Был изгнан и преподобный Даниил, когда пришел проведать своего знакомого. Тогда преподобный взмолился, повинился перед Господом за свое неразумное прошение и стал просить вернуть Евлогия на его старое место.
В результате каменотес все потерял, вернулся в родное селение, вновь начал заниматься честным трудом и заботиться о нуждающихся, как и раньше...
Весьма поучительна эта история для всех нас. Евлогий был подвижником, человеком жизни богоугодной — и как его ослепило богатство!
Страсть человека — это душевный провал, который не имеет дна.
— Сегодня, Владыко, нас настигла новая напасть: прилавки— заполонили дешевые в производстве, но опасные для здоровья человека генно-модифицированные продукты..
— Конечно, с помощью генно-модифицированных организмов (ГМО) собираются отличные урожаи. И, кажется, как тут не порадоваться и не соблазниться, если соя, кукуруза, картофель, клубника и другие овощи и фрукты перестали бояться вредителей, мороза и засухи, а срок хранения их увеличился? Себестоимость продукции с ГМО намного ниже, чем товаров, которые их не содержат. На первый взгляд, это ли не решение продовольственной проблемы?
Но манипуляция с генами, бесцеремонное вмешательство в мир природы и Промысел Творца добром не могут закончиться.
Уже есть и подтверждения этому. Например, в США через несколько лет после выхода на рынок ГМ-продуктов было зафиксировано в 3—5 раз больше пищевых заболеваний, чем в Швеции, где употребляют чистые овощи и фрукты. И если в США от аллергических болезней страдает около 70% населения, то в Швеции, где такие продукты под запретом, всего лишь 7%.
Конечно же, эти факты не являются простым совпадением. И хоть сегодня ни один ученый не решится предсказать, как поведет себя ген, искусственно встроенный в хромосому растения, тем не менее в погоне за прибылями неудержимо растут обороты производства ГМО.
Америка, кстати, уже ощутила и результаты потребления ГМ-пшеницы, изменяющей функции печени, а также ГМ-кукурузы, которая провоцирует развитие раковых опухолей. Но система запущена, доходы просчитаны и вряд ли все вернется на круги своя.
— И что же тогда делать нам, простым людям, Ваше Высокопреосвященство?
— Как учат святые старцы, нам нужно быть поближе к земле, иметь свой участочек, сажать — огород, используя натуральные удобрения. Особенно важны чистые продукты для детей. Посмотрите, как много малышей уже с раннего возраста страдает от аллергии и других болезней, вызванных ГМО.
К сожалению, многие ученые, не думая о последствиях, все более совершенствуются в своих «достижениях».
Ученым из Китая, например, удалось вживить животным человеческий ген, и выращено уже 300 коров, молоко которых якобы полностью заменяет человеческое грудное и не вызывает аллергии у младенцев. Но потом, правда, оказалось, что телята у таких коров рождаются мутантами, и 99 % из них не выживает.
Не думаю, что люди, стремящиеся к наживе, остановят свои эксперименты, когда все их упование возлагается лишь на прибыль и деньги.
— Апостол Павел говорил, что наш избыток должен служить в восполнение чьего-то недостатка (2 Кор. 8:14). Но, чтобы следовать словам Апостола, нужно научиться милосердию...
— Есть хорошее определение понятия милосердия — «деятельное сострадание». Значит, согласно этому определению, прежде чем стать милосердным, нужно научиться сострадать, болеть душой за другого. Конечно, милостивое сердце — Божий дар. Но о даре этом нужно просить и просить слезно.
Страсти царят там, где нет любви. Однако любая страсть тает, как воск от огня, если в человеке зажигается любовь. Сея вокруг себя семена любви и милосердия, мы как бы обязываем Господа милостью Его к себе. Когда мы подаем нищему, голодному, нуждающемуся, утешаем страдающего и плачущего, то привлекаем благословение Божие к нам.
За дела любви и милосердия Господь обещает милостивым самую великую награду, какую только может получить христианская душа: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (2 Кор. 9:6).
Важно всегда творить дела добра, не отпасть от Бога. Но если уж отпали, то нужно, подобно блудному сыну, с покаянием вернуться к Нему.
Мир обречен, если он не вернется ко Христу.
С архиепископом Новогрудским и Лидским
ГУРИЕМ беседовал протоиерей
Вадим КУЗЬМИЧ, г. Новогрудок
28.11.2013