Беседы с архипастырем

О грехах зависти, сребролюбия и генно-модифицированных продуктах

Грехи зависти и сребролюбии – пожалуй, главные, которым подвержены сегодня люди. В погоне за прибылями многие не останавливаются ни перед чем. Пример тому – дешевые генно-модифицированные продукты, которые заполонили прилавки. Америка уже ощутила результаты потребления ГМ-пшеницы, изменяющей функции печени, а также ГМ-кукурузы, которая провоцирует развитие раковых опухолей. Но обороты ГМО растут… Почему мы так преступно безответственно относимся к жизни, словно сами себе желаем зла? Об этом наша беседа с Управляющим делами Белорусского Экзархата, ректором Минских Духовных Академии и семинарии, архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ.

—   Ваше Высокопреосвященство, если проанализировать происхо­дящие негативные процессы с ду­ховных позиций, то, наверное, мож­но назвать главную их причину?

—   Главная причина в греховной на­шей жизни. Грех все увереннее чув­ствует себя на земле, ибо происходит отступление людей от Бога. А если взят курс на удаление от Света, Жиз­ни, то, естественно, мы все с боль­шим ускорением скатываемся во тьму, к страданиям.

      Греховные плоды многочисленны и разнообразны — болезни, разру­шения, смерть. В наш век высоких технологий, увы, ум человеческий помрачился, воля ослабела, чувства исказились, а душа потеряла целе­устремленность к Богу, что увели­чивает и отягощает наши страда­ния.

      Мир устроен так, что все мы в этой жизни невидимо связаны единой це­почкой. А потому грех одного чело­века сеет страдания, болезни, смерть других людей. Как это ни печально, но сегодня грех на уровне общественного со­знания практически возведен в нор­му, поэтому людям, особенно моло­дым, трудно сориентироваться, что есть добро, а что зло. Рекламируют­ся ложные идеалы, замутняющие совесть, и человек постепенно по­грязает в страстях, забывая о Боге и Вечности. Главное — ухватить все, что возможно на земле, а после меня хоть потоп.

—   Владыко, если говорить о страстях, то зависть и сребро­любие, пожалуй, главные из тех, которым наиболее подвержены сегодня люди.

—   Как она, зависть, многогранна! В ней гордость и властолюбие, эго­изм и самолюбие. Зависть — страш­ное зло.

      Сегодня, когда под культ денег подпали многие, зависть разраста­ется в душах до небывалых размеров и является, по словам святителя Ва­силия Великого, печалью о благопо­лучии ближнего.

—   Как же от нее избавиться, в чем спасение и утешение?

—   В искусстве не завидовать. Как считает русский философ Иван Ильин, оно вовсе не сложно. «Дари каждому то, что у него и так есть, и не копайся непрестанно в собствен­ной неполноценности. Поднимайся вверх, не сталкивая вниз другого. Не завидуй! Не завидуй! И — самое важное — научись в большом деле за­бывать о себе!».

—   Я бы, Ваше Высокопреосвя­щенство, назвал зависть родной сестрой сребролюбия...

—   Деньги сегодня стали эквива­лентом благополучия, иначе, как —  считают некоторые, человек не со­стоялся.

      А для достижения этого благопо­лучия все средства хороши. Вот и предлагают «добрые» взрослые не­смышленым нашим чадам большой выбор «образцов» для подражания. Со всех экранов им только и показывают, как «крутые» парни с пистолетами и ножами грабят магазины и банки, лихо разделываясь с охраной. В соз­нание молодых людей это западает, и они поневоле озадачиваются вопро­сом: а почему бы и мне не попробо­вать? Вот и растет число преступлений.

      Сребролюбие — смертный грех, ко­рень всех зол, как предупреждает нас Апостол (1 Тим. 6:10). Если с ним не бороться, не выкорчевывать из серд­ца, он приводит к страшным по­следствиям.

      Когда-то Иуда из-за этой страсти превратился в предателя Христа и окончил жизнь самоубийством. По преданию, даже дерево, на котором он повесился, дрожало от ужаса и омерзения.

      Всякий сребролюбец в какой-то степени подражает греху Иуды и сам приговаривает себя к похожей участи в будущей жизни — пребыванию в аду вместе с падшим апостолом.

—   Не зря, Владыко, царь Соломон молился: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне (Притч. 30:8).

—   Во все времена сатана искуша­ет человека богатством. Как мудрый правитель, царь Соломон понимал, каким соблазном оно может стать. Еще никого богатство не сделало лучше, напротив, чаще бывает наоборот: у богатых родителей дети то наркоманы, то алкоголем увлекают­ся и, как правило, неблагодарные эгоисты.

      Сердце человека, который соби­рает богатство лишь здесь, на земле, постоянно грызет скрытый червь — тревога и беспокойство за свое иму­щество, деньги, доходы.

      Есть в Отечнике такая порази­тельная история. Некогда преподоб­ный авва Даниил, странствуя, оста­новился на ночлег в одном селении в жилище некоего Евлогия. Он был каменотесом и зарабатывал на жизнь тем, что тесал камни. Себе покупал только самое необходимое, а все остальное раздавал нищим, привечал странников.

      И так Евлогий понравился препо­добному Даниилу, что стал он про­сить в молитве Бога даровать каме­нотесу большие блага, которые мог­ли бы позволить делать тому еще больше добра.

      Бог ответил: «Хорошо, Я исполню твою просьбу, но то, что последует за этим, целиком ляжет на твои плечи».

      И вот Евлогий вдруг нашел клад, уехал в другой город, поселился во дворце, жизнь стал проводить в пи­рах и увеселениях и на пушечный вы­стрел не подпускал к себе ни одно­го бедняка и нищего. Был изгнан и преподобный Даниил, когда пришел проведать своего знакомого. Тогда преподобный взмолился, повинился перед Господом за свое неразумное прошение и стал просить вернуть Евлогия на его старое место.

      В результате каменотес все поте­рял, вернулся в родное селение, вновь начал заниматься честным трудом и заботиться о нуждающихся, как и раньше...

      Весьма поучительна эта история для всех нас. Евлогий был подвиж­ником, человеком жизни богоугодной — и как его ослепило богатство!

      Страсть человека — это душевный провал, который не имеет дна.

—   Сегодня, Владыко, нас на­стигла новая напасть: прилавки—   заполонили дешевые в производ­стве, но опасные для здоровья человека генно-модифицирован­ные продукты..

—   Конечно, с помощью генно-мо­дифицированных организмов (ГМО) собираются отличные урожаи. И, ка­жется, как тут не порадоваться и не соблазниться, если соя, кукуруза, картофель, клубника и другие овощи и фрукты перестали бояться вреди­телей, мороза и засухи, а срок хра­нения их увеличился? Себестоимость продукции с ГМО намного ниже, чем товаров, которые их не содержат. На первый взгляд, это ли не решение продовольственной проблемы?

      Но манипуляция с генами, бесце­ремонное вмешательство в мир при­роды и Промысел Творца добром не могут закончиться.

      Уже есть и подтверждения этому. Например, в США через несколько лет после выхода на рынок ГМ-продуктов было зафиксировано в 3—5 раз больше пищевых заболеваний, чем в Швеции, где употребляют чистые овощи и фрукты. И если в США от ал­лергических болезней страдает око­ло 70% населения, то в Швеции, где такие продукты под запретом, всего лишь 7%.

      Конечно же, эти факты не являют­ся простым совпадением. И хоть се­годня ни один ученый не решится предсказать, как поведет себя ген, искусственно встроенный в хромо­сому растения, тем не менее в пого­не за прибылями неудержимо растут обороты производства ГМО.

      Америка, кстати, уже ощутила и результаты потребления ГМ-пшеницы, изменяющей функции печени, а также ГМ-кукурузы, которая прово­цирует развитие раковых опухолей. Но система запущена, доходы про­считаны и вряд ли все вернется на круги своя.

—   И что же тогда делать нам, простым людям, Ваше Высоко­преосвященство?

—   Как учат святые старцы, нам нужно быть поближе к земле, иметь свой участочек, сажать —   огород, ис­пользуя натуральные удобрения. Особенно важны чистые продукты для детей. Посмотрите, как много ма­лышей уже с раннего возраста стра­дает от аллергии и других болезней, вызванных ГМО.

      К сожалению, многие ученые, не думая о последствиях, все более совершенствуются в своих «дости­жениях».

      Ученым из Китая, например, уда­лось вживить животным человече­ский ген, и выращено уже 300 коров, молоко которых якобы полностью заменяет человеческое грудное и не вызывает аллергии у младенцев. Но потом, правда, оказалось, что те­лята у таких коров рождаются му­тантами, и 99 % из них не выживает.

      Не думаю, что люди, стремящие­ся к наживе, остановят свои экспе­рименты, когда все их упование воз­лагается лишь на прибыль и деньги.

—   Апостол Павел говорил, что наш избыток должен служить в восполнение чьего-то недостат­ка (2 Кор. 8:14). Но, чтобы следо­вать словам Апостола, нужно нау­читься милосердию...

—   Есть хорошее определение по­нятия милосердия — «деятельное сострадание». Значит, согласно это­му определению, прежде чем стать милосердным, нужно научиться сострадать, болеть душой за другого. Конечно, милостивое сердце — Бо­жий дар. Но о даре этом нужно про­сить и просить слезно.

      Страсти царят там, где нет любви. Однако любая страсть тает, как воск от огня, если в человеке зажигается любовь. Сея вокруг себя семена любви и милосердия, мы как бы обязываем Господа милостью Его к себе. Когда мы подаем нищему, го­лодному, нуждающемуся, утешаем страдающего и плачущего, то при­влекаем благословение Божие к нам.

      За дела любви и милосердия Гос­подь обещает милостивым самую великую награду, какую только мо­жет получить христианская душа: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (2 Кор. 9:6).

      Важно всегда творить дела добра, не отпасть от Бога. Но если уж отпа­ли, то нужно, подобно блудному сыну, с покаянием вернуться к Нему.

      Мир обречен, если он не вернется ко Христу.

 

С архиепископом Новогрудским и Лидским

ГУРИЕМ беседовал протоиерей

Вадим КУЗЬМИЧ, г. Новогрудок

 

28.11.2013