О грандиозности Великого праздника Рождества Христова, как и с чем мы его встречаем
Даже у того, кто живет в полном благополучии, не нуждаясь ни в чем материальном, и нечасто бывает в церкви, в сказочные Рождественские дни обязательно дрогнет, защемит сердце. Многовековая память человечества пробудит в душе каждого радость: Христос родился! Произошло Великое событие — в жизнь погрязшего в грехах человечества ради его спасения вошел Бог. О грандиозности Великого праздника Рождества Христова, как и с чем мы встречаем его — беседуем с архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ, наместником Свято-Успенской Жировичской обители.
— Ваше Высокопреосвященство, город Вифлеем, где родился Христос, сейчас опустел: военные действия Израиля и Палестины отпугнули паломников, которых всегда было так много в канун Рождества. Неужели в этот Великий праздник Храм Рождества Христова не наполнится всегдашней непередаваемой радостью?
— Конечно же, наполнится. Просто грандиозное всегда Рождественское празднование на фоне кровопролитий будет более скромным.
Это Вселенский праздник, и даже если бы не пели люди, Ангелы будут воспевать «Христос рождается, славите!» Ведь основание его — в самой Божественной Вечности, и христианам особенно важно сосредоточиться на духовном его значении.
Мне в свое время посчастливилось не только побывать в Вифлееме, но и духовно прикоснуться к непостижимости великой тайны — Рождения Богомладенца Христа. Незабываемые, конечно, ощущения испытываешь, находясь в этом святом месте. Словно, перелистав многовековые страницы, попадаешь в те удивительные далекие времена.
Вифлеем — небольшой городок в Палестине, но как он прославился! Здесь родился царь Давид, а через тысячу лет волхвы увидели над Вифлеемом звезду, возвестившую о рождении Мессии.
Первый храм на месте Рождества Христова был построен святой равноапостольной царицей Еленой.
Главная святыня его — пещера, в которой находится обложенная мрамором часть яслей, куда положила Матерь Божия Богомладенца Иисуса Христа.
Израильский народ ждал этого события, предсказанного пророком, несколько тысячелетий. Он готовился встретить Спасителя торжественно, с фанфарами — в духе народных празднований того времени, с триумфом и рукоплесканием.
Однако никто и представить себе не мог, что Бог явится кротко и смиренно — Младенцем, рожденным Пресвятой Девой Марией в бедной, хоть и благочестивой семье. Да еще и не в величественном дворце, а в темной пещере, предназначенной для скота.
Большое разочарование испытал израильский народ: были нарушены принятые понятия и традиции.
Хозяин Вселенной пришел в мир в тишине и безвестности, разве только несколько волхвов-персов и простецов-пастухов были извещены о Его Пришествии. Казалось бы, почему?
Великий и Всемогущий Бог облекся в человека, чтобы исцелить человечество и принести чудесный дар благодати. Он и сегодня готов на каждого из нас излить Свои благодатные дары. Но чтобы принять их, следует душу содержать в чистоте.
— С каждым годом, Владыко, воспоминания детства становятся все отчетливее и ярче. Как у Вас в семье праздновали Рождество Христово?
— Праздник этот в детстве, конечно же, воспринимался по-особому — с незамутненной радостью, ожиданием чуда. Помню, как мы ждали его!
В канун прихода укладывали сено на столе — символ яслей Богомладенца. Мама пела, мы, дети, подпевали как умели, молились и с нетерпением в сочельник ждали первой звезды, то и дело выглядывая в окошко.
Такая необыкновенная торжественность царила в природе и душе, что воспоминания те и сейчас согревают.
Детству присущи искренность, непосредственность, чистое восприятие жизни. Душа еще не переполнена информацией, разными впечатлениями. Она, словно чистое полотно, впитывает все яркие краски с простотой и непосредственностью. Не зря же Господь призывает нас в Евангелии: «Будьте как дети» (Мф. 18:3), предлагая нам, взрослым, возвращение к смиренному детскому духу веры, любви, доверчивости и чистоты.
Каждое свое дело мы должны начинать с молитвы к Богу и стремиться только к Его любви.
Об этом очень богодухновенно говорит подвижник нашего времени Афонский старец преподобный Порфирий Кавсокаливит (|1991): «Целью христианина является не получение даров от Бога, а та любовь, которую мы дарим Ему.
Только своей любовью и жаждой любви Божией мы привлекаем благодать, и тогда она омывает и нас, и наших ближних и дальних. Когда мы ищем любви, Бог пошлет ее, чтобы людей, увлекшихся житейской суетой, разбудить.
Своими молитвами мы сделаем всех достойными любви Божией».
Хоть сейчас сложное время всеобщей в мире нестабильности, войн, природных потрясений, тем не менее оно благоприятно для души. Подумайте сами!
Открыты храмы, Господь всех призывает ко спасению, и в стране у нас нет препятствий для верующих.
Многие, в том числе учителя, директора школ и учащиеся, бывают на Богослужениях, исповедуются, причащаются и стали ощущать радость жизни, открывая для себя православную веру и духовную культуру.
Для меня это большое утешение: значит, совместные труды Церкви и государства, слава Богу, дают добрые результаты.
Начинают оживать души, люди стараются выполнять Божии заповеди. И есть надежда, что, укрепив духовный фундамент, страна наша сохранит самобытность и призовет на себя Божию благодать.
— Ваше Высокопреосвященство, в день рождения принято дарить подарки. Что мы можем принести в подарок Младенцу Христу?
— Сердца свои. Именно ради них, человеческих сердец, зажглась более двух тысяч лет назад и зажигается каждый год Вифлеемская звезда.
Господу ничего не нужно. Он, явив Свою любовь к нам, ищет только нашей ответной любви и просит кротко и смиренно: «Даждь Ми, Сыне, твое сердце» (Притч. 23:26).
Глубину великого Божественного смирения нам не постичь и не осмыслить. Христом запечатлевается Евангелие, Им хвалится Церковь Бога Живого, а Он пришел в мир, как приходит в него всякий обычный человек.
Хозяин Вселенной прожил жизнь, которой живут простые смертные, был во всем похож на нас с вами, кроме греха.
С приходом на землю Спасителя люди получили мерило праведности — святой Божий Закон, который дан нам как правило жизни.
Только вот далеко не всем хочется жить по этим правилам, да и не так это легко в наше время.
Люди прельщаются телевизионными и иными зрелищами, видеороликами в интернете, а еще компьютерные игры уводят в далекий от христианских ценностей мир. Порочные развлечения манят всех без исключения яркими вывесками, новыми ощущениями.
Если на секунду остановиться, то мы ужаснемся нашей жизни. Спешим, суетимся, глупо и непонятно на что тратим время. Западные христианские церкви уже даже перестали признавать Христа Богом. «Просвещенная Европа» с ее «общечеловеческими ценностями, правами и свободами» давно свернула на путь богоборчества.
К сожалению, грех настолько прочно опутывает, что сам человек уже не в силах вырваться из его сетей. Но Всеведущий Господь предусмотрительно оставил нам средство, с помощью которого можно освободиться от греха и порока. Это средство — покаяние.
Рождество Христово дало людям силы бороться с ними, примирило с Богом, усыновило Отцу и принесло вечную жизнь.
— Как сохранить в сердцах, Владыко, Рождественскую радость, когда мир, похоже, больше сходит с ума, разжигая кровопролития, в которых гибнут люди и целые народы?
— И действительно, многие говорят и пишут, что ощущение грядущей мировой войны становится все более реальным.
Весной этого года анонсируются крупнейшие учения НАТО в Германии, Польше и странах Балтии. Ученые предрекают невиданные катаклизмы, голод и вообще конец света.
«Я сошел бы с ума от несправедливости этого мира, если бы не знал, что последнее слово всегда остается за Господом Богом», — говорил преподобный Паисий Афонский. Вот об этом, дорогие мои, нам и нужно помнить, не забывая, что Бог — Хозяин Вселенной, и только Ему подвластны судьбы людей и народов.
Святой Апостол Павел призывает всех нас с вами: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4:4). Этот призыв может показаться даже странным. Мы привыкли, что радость, печаль, уныние являются результатом каких-то внешних обстоятельств, не зависящих от нас.
Священное Писание много раз заповедует радоваться. Значит, что-то зависит и от нашей воли: мы должны действовать, а не просто жить в ожидании радости.
Христианство требует отказаться от того, что ее убивает. А убивает радость грех. Поэтому путь к ней — это осознание своих грехов, их исповедание, усилия, направленные на то, чтобы исправить свою жизнь, созидать в себе радостное и благодарное сердце. Конечно, это немалый труд, который требует настойчивости.
В праздник Рождества Христова давайте в благоговении склонимся перед великой жертвой Спасителя, Который сменил Небесный Престол на ясли в хлеву и пришел избавить нас от муки вечной, пообещав: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).
С праздником Рождества Христова вас, дорогие читатели! Пусть свет Вифлеемской звезды осветит самые отдаленные уголки души.
С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ
беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,
г. Новогрудок
05.01.2024