О 1025-летии Крещения Руси
В июле торжества в честь 1025-летия Крещения Руси состоятся в России, Украине и Беларуси – славянских странах, вышедших из единой Киевской купели, имеющих одну судьбу и одну веру. О праздновании этой даты, ее цельбоносном значении, отразившемся на судьбах народов, и о самом таинстве Крещения мы беседуем с Управляющим делами Белорусского Экзархата, ректором Минских Духовных Академии и семинарии, наместником Свято-Успенского Жировичского монастыря архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ.
— Ваше Высокопреосвященство, грандиозное празднование 1025-летия Крещения Руси планируется в июле в Украине, России, Беларуси. Где и когда намечаются главные события?
— Торжества будут проходить во всех трех православных столицах — Москве, Киеве, Минске. Начнутся они в Москве 24 июля, в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги. Затем праздничные мероприятия состоятся 27 июля в Киеве. Откроются они молебном в честь Крестителя Руси на Владимирской горке. В тот же день в Киево-Печерской лавре состоится вечернее Богослужение, а утром 28 июля - праздничная Божественная Литургия.
29 мая из Владивостока вышел Крестный ход с частицей мощей святого равноапостольного князя Владимира. До 26 июня в сопровождении паломников из Украины и Беларуси он проходил по крупнейшим городам России, затем — по территории Беларуси, а в начале июля должен пересечь белорусско-украинскую границу.
Планируется, что 27 июля на Крещатике ковчег с мощами встретят Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, иерархи Поместных Православных Церквей.
— Известно, что у нас в Беларуси будет служиться Божественная Литургия под открытым небом. Сориентируйте, пожалуйста, паломников, в каком месте им следует собираться?
— Божественная Литургия будет служиться в последних числах июля (дата уточняется) на месте обретения Минской чудотворной иконы Божией Матери на реке Свислочь, на Немиге. Когда-то именно здесь зародился Минск: рядом со станцией метро «Немига» находилось замчище и в XII веке стояла православная церковь Рождества Божией Матери. Правда, от нее уцелел только фундамент. Вот на нем и будет установлен Алтарь и совершена Божественная Литургия, которую возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Место это было выбрано не сразу, а после обсуждения разных вариантов. Но остановились на нем потому, что это место историческое. Здесь предполагаются закладка капсулы и последующее восстановление храма.
Из областных, районных центров Беларуси прибудут накануне в храм Покрова Пресвятой Богородицы многочисленные паломники, и в 7.45 утра Крестным ходом все отправятся на Немигу, к месту совершения праздничной Литургии.
А во второй половине дня на приходе храма Всех Святых состоится встреча с Президентом Республики Беларусь, затем — прием, беседа и праздничный концерт с салютом на ступенях храма.
В центре города также будет организовано множество разных мероприятий.
Состоится молодежный фестиваль в Заславле. По преданию, когда-то князь Владимир основал сей город и передал в удел своему сыну, князю Изяславу. Здесь проживала княгиня Рогнеда, впоследствии принявшая монашество и почившая в 1000 году.
О более точном времени и месте проведения каждого мероприятия будет сообщено в средствах массовой информации, интернете.
— Ваше Высокопреосвященство, я думаю, не будет преувеличением назвать Крещение Руси главнейшим событием нашей истории и Отечества. Вера настолько глубоко объединила три наших народа, что невзирая ни на какие политические пристрастия эта духовная близость существует и будет существовать.
— Безусловно, это так. Крещение Руси изменило психологию славян, сблизило их на духовной основе. Притом наше духовное единение настолько цельное, что и теперь, более чем через тысячу лет, его ощущают все православные люди. И в этом единстве взглядов и убеждений наша сила. Поэтому мы должны очень бережно относиться к нашей общей истории, сохранять взаимопонимание и всячески противостоять силам, инициирующим разделения.
Давайте вспомним, как все на-чиналось более тысячи лет назад.
Тогда Русь населяли разные племена, и каждое поклонялось своим местным богам: варяги почитали одних, славяне других, у финнов были третьи. Князь Владимир повелел собрать воедино всех этих богов и создал общий языческий пантеон.
При некрещеном еще Владимире языческим богам совершались человеческие жертвоприношения, не щадили даже детей.
Сам князь также не был разборчив в средствах: мало того, что по сути он стал братоубийцей, так еще, убив отца полоцкой княжны Рогнеды у нее на глазах, не погнушался взять ее в жены.
А после победоносного похода князя Владимира на ятвягов в 983 году были загублены Феодор и Иоанн — два варяга-христианина, отец и сын. Это первые на Руси мученики веры, чьи имена нам известны.
Вообще языческий период властвования князя Владимира отличается свирепостью и жестокостью, чего не скажешь о православном периоде его правления: это время как раз отличается делами добра и большой заботой о людях.
— Надо заметить, что современные познания о язычестве в массе своей ограничиваются тем, будто наши предки обожествляли природу и поклонялись разным идолам. Но, Ваше Высокопреосвященство, язычество ведь было далеко не так безобидно?
— Это еще мягко сказано! О языческой религии славян, в которой был воспитан и князь Владимир, много жуткого можно узнать, например, из воспоминаний арабских путешественников, бывавших на Руси. Один из них, ибн-Фадлан, описал похороны знатного руса, которые он наблюдал приблизительно в районе Волги.
Эти языческие похороны сопровождались отвратительными и мерзкими церемониями. Вместе с умершим в могилу обязательно клали убитого коня, какие-то предметы и вещи. В загробный мир вслед за мужем в принудительном порядке отправляли и жену. Ее убивали самым изуверским способом, затем все сжигалось на погребальном корабле.
Кроме того, ибн-Фадлан сообщает, что эти церемонии были настолько гнусными, что он, араб-мусульманин, не может их описать. Уже из одного этого явствует, что язычество было навеяно отнюдь не романтикой, как это многие пытаются представить сегодня в разного рода популярных изданиях.
Языческий культ — это страшное, сатанинское по своей сути явление. Не случайно ведь во все времена идолы считались местом обитания бесов и их после крещения народа старались уничтожать. Страшная реальность служения темным силам всегда стоит за любым язычеством.
И когда в наши дни некоторые стараются возродить его как «веру предков», обернуться это может самым трагическим образом.
Начинается все с купальских хороводов, а доходит до неприкрытого сатанизма с ритуальным блудом и человеческими жертвоприношениями. К сожалению, сегодня такие случаи известны.
— Можно сказать, Владыко, что будущий креститель Руси, святой князь Владимир в пору своего язычества поистине познал глубины сатанинские?
— Именно так. Но в его душе произошло, как некогда с княгиней Ольгой, глубокое внутреннее перерождение: из адских глубин князь Владимир сумел подняться к Богу. В этом и заключается святость равноапостольного князя, осознавшего ту бездну бездуховности, в которую ввергает людей язычество. Он сумел найти выход из пропасти, причем не только сам обратившись к истинному Богу, но и поведя за собой весь народ.
С этого начался новый период — период мудрого правления князя Владимира. Киевская держава превратилась в могущественное христианское государство, а сам князь стал одним из выдающихся лидеров Европы. С ним считали за честь поддерживать дружеские отношения главы других государств. А собственный православный народ даже называл его «Красное Солнышко» - за доброту и справедливость, отцовскую заботу о ближних и благородство души.
К этому времени относятся распространение грамотности, широкое градостроительство и другие полезные начинания, способствовавшие расцвету государства Киевского.
В результате, по выражению историка Льва Гумилева, победа Православия подарила Руси ее тысячелетнюю историю.
— Высокопреосвященнейший Владыко, ведь получается, что еще в 983 году князь Владимир был чистейшим язычником, совершал человеческие жертвоприношения, а, крестившись сам, в 988 году крестил всю Русь. Какая же великая сила заключена в таинстве Крещения, если оно способно так быстро и кардинально изменить душу человека!
- Крещение еще можно назвать новым рождением для духовной жизни, в которой мы способны достичь Царствия Небесного.
Человек во время таинства Крещения получает дары Святого Духа, то есть к его силе добавляется сила божественная, которая помогает одолевать трудности и побеждать страсти, душевные недуги. Так человек совершенствуется, восходит от силы в силу. И если он старается жить богоугодно, то становится сыном или дочерью по благодати Божией. Это великое достоинство и призвание, и цель великая, к которой нужно стремиться.
Позвольте поздравить всех вас, дорогие читатели, с прекрасной датой — 1025-летием Крещения Руси, основополагающего события в нашей духовной летописи.
Истинно сказано: народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего. А если люди чтят и помнят важнейшие этапы своей истории, значит, они ценят достояние, унаследованное от предков. И это есть прекрасный задел на день завтрашний.
С архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ
беседовал протоиерей Вадим Кузьмич,
г. Новогрудок
28.06.2013