«Непостижимая тайна бытия»: великая сила Божественной литургии
Не успели оглянуться, как уже возвращается COVID-19 в обновленном варианте — в мире активно распространяется его новый штамм «Эрис», который, по заключению Всемирной организации здравоохранения, вскоре может стать доминирующим. Болезни и эпидемии, небывалая жара, уничтожающие все живое на своем пути пожары и прочие катаклизмы наводят на мысль о нашей необратимо изменившейся реальности. Как среди множества опасностей и искушений сохранить веру, не поддаться панике — об этом мы беседуем с архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ, наместником Свято-Успенского Жировичского монастыря.
— Ваше Высокопреосвященство, появился уже обновленный вариант коронавируса. Многие ученые убеждены в его искусственном происхождении, что косвенно подтверждается возникновением множества биолабораторий. Почему же людям так хочется уничтожать друг друга?
— Конечно, очередной штамм — это реальная опасность. Замечена некая закономерность: там, где появляется НАТО, вслед за ним американские ученые организуют лаборатории биоинженерии, молекулярных исследований, геномов.
Их не менее 49 в странах СНГ, а рекордсмен — Украина: на сегодняшний момент там действует 15 секретных военных американских биолабораторий.
Как заявил недавно кандидат в президенты США Роберт Кеннеди-младший, американцы разрабатывают биооружие с использованием всех видов новой синтетической биологии и методов генной инженерии, которые были недоступны предыдущему поколению.
Применение биологических средств для массового поражения людей — трудно раскрываемый вид преступлений, организаторов которых установить практически невозможно. История возникновения и распространения прошлой пандемии отчетливо показала, что можно расследовать ее всем миром сколько угодно, в итоге так и не узнав правды.
Но только не стоит забывать, о чем предупреждает нас Господь в Евангелии: «...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12). Это общее этическое правило для всех религий и народов, «золотое правило нравственности», которое преступать никому не позволено, чтобы не вызвать гнев Божий.
Читая Откровение святого Иоанна Богослова, мы понимаем, что времена нас ждут нелегкие. Но разве верующего человека может это испугать? Никогда Господь не оставит любящих Его.
Самое важное для каждого из нас— быть верными Богу.
— Многие считают, Владыко, что накрывшая Западную Европу изнуряющая жара — результат использования климатического оружия. Но ведь это и попущение Божие?
— Аномальная жара этим летом в европейских странах, да и у нас, как бы не списывали все на климат и таяние ледников, конечно же, не случайна.
Сегодняшние времена напоминают греховное допотопное время. Еще тогда через своих служителей, пророков обращался Господь к человечеству увещевая, призывая, предупреждая.
Вот, скажем, обращение Бога к Иоилю, сыну Вафуила: «…внимайте, все жители земли сей. Передайте об этом детям вашим; а дети ваши пусть скажут своим детям, а их дети следующему роду. Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина. Истлели зерна под глыбами своими, опустели житницы, разрушены кладовые, ибо не стало хлеба. Как стонет скот! Уныло ходят стада волов, ибо нет для них пажити; томятся и стада овец. огонь пожрал злачные пастбища пустыни и пламя попалило все деревья в поле.» (Иоил. 1:1—3, 10, 17—19).
Пророк призывает священников назначить пост, созвать всех жителей страны в Дом Господень и молить Его о прощении и милости...
А ведь Слово Господне дано на века. Ну и как же мы этот Божий наказ выполняем? Многие ли каются в грехах своих? К сожалению, некоторые даже порог церкви не переступают, не думая о жизни вечной.
Так чему же удивляться нам сегодня: и поля опустошены от жары, грозя оставить многие страны без зерна, и происходят землетрясения, наводнения и прочие бедствия.
И не станет лучше, сколько бы ни говорили мы об изменении климата. Это следствие нашей греховной жизни. Пока не будет истинного покаяния, мир неудержимо будет катиться в бездну.
— Святые отцы учат, что сила благодати Христовой способна преобразить душу. Как, Ваше Высокопреосвященство, сподобиться этой благодати?
— Нет ничего в мире выше Божественной литургии. Это самое главное Богослужение. Постоянным поминовением на Литургии можно вымолить даже очень грешную душу.
О великой силе этого Богослужения свидетельствует такой рассказ.
Во времена святителя Василия Великого один священник в силу сложившихся обстоятельств впал в большие долги.
Кредиторы стали требовать возвращения долга, и он вынужден был занять пятьсот золотых монет у знакомого купца, обещая поминать его самого и сродников всю жизнь на проскомидии.
Но случилось так, что, отслужив всего одну Литургию, священник заболел и умер.
Опечалился купец, который рассчитывал на долгую жизнь своего должника и его молитвы. Стал он тогда беспокоить матушку усопшего, чтобы возвратила долг, грозя судом. Выхода у той не было, и она обратилась к святителю Василию со своей бедой.
Святитель повелел ей и купцу прийти на следующий день на Божественную литургию, которую он будет служить, взяв с собой весы и золото. «Мы взвесим одну вынутую из просфоры частичку о здравии и спасении купца и его сродников, а на другую чашу весов положим золото. Им купец и за-платит за одну совершенную покойным иереем Литургию», — сказал Василий Великий.
И вот назавтра он совершил проскомидию, достал частицу, вынутую из просфоры о здравии и спасении рабов Божиих, и положил ее на весы. А купец стал класть на другую чашу весов золото. Но сколько он ни клал золота, не смогло оно перевесить частичку, вынутую из просфоры святителем Василием.
Видя такое чудо, купец пришел в страх и умиление, попросил прощения у святителя, матушки и уже больше не требовал долга.
Вот какова сила Божественной литургии! Она заканчивается словами «Святая — Святым». Святыня принадлежит Святым, соделывая и нас с вами святыми. Но только для этого нужно покаяться в своих грехах, чтобы стать ее достойными.
— Но что же делать, Владыко, если, покаявшись, опять впадаешь в те же грехи?
— Давайте разберемся, что такое грех? Это ведь не только конкретный богопротивный поступок.
В основе его лежит греховная страсть, навык, который уже вошел в привычку и который искоренить куда сложнее, чем просто покаяться на исповеди в каком-то проступке.
Важно постоянно духовно трудиться, только тогда исцеление произойдет. Не зря святые отцы сравнивают страсть с корнем, из которого произрастают прочие грехи.
Мы раскаялись в грехе, но корень зла в душе остался, из него-то и произрастает новый грех. И лечится это порой годами, а иногда — и десятилетиями.
Когда преподобный Сисой Великий умирал и уже видел Ангелов, которые пришли за его душой, он начал умолять Господа отложить его смерть хотя бы на день. Не из страха смерти: его мучила мысль, что он предстанет перед Богом неготовым, не очищенным покаянными слезами.
А братия между тем даже не дерзала смотреть на его лицо, которое источало сияние чистоты и святости.
Принести Христу покаяние и встретить Его приготовленным — вот о чем думали святые. А у нас часто можно услышать: «Вот пойду на пенсию, тогда и в церковь стану ходить».
Нет, дорогие мои, тот, кто надеется на покаяние в старости, как правило, всегда умирает внезапно. Мы не знаем, когда кого Господь призовет, поэтому нельзя отлагать исправление жизни на потом.
Страшно уходить неготовым... Только исповедь и исправление себя, по милости Божией, могут изменить нашу участь.
Преподобный Гавриил (Ургебадзе) говорил, что в наше время добро нужно делать охотнее. Потому что оно, даже самое малое, откроет двери Рая, смирение введет нас туда, а любовь покажет нам Бога!
Ох, как трудно нам смиряться... Но когда человек смиряется, то, говоря словами преподобного Исаака Сирина, сразу окружает его со всех сторон милость Божия.
— В интернете есть немало пророчеств на наши времена. Многих людей сегодня волнует печать антихриста и близкий конец света, живут они в страхе, какой-то обреченности. Как не поддаться унынию?
— Даже великие столпы Церкви, такие, скажем, как святитель Иоанн Златоуст, ошибались в назначении сроков «конца Вселенной».
Конечно же, нужно быть бдительными, признаки его указаны в Откровении святого Иоанна Богослова. Но помнить нужно и то, что лишь Господу ведомы времена и сроки.
Говоря о печати антихриста, важно задуматься каждому о печати личного греха. А она, как учит архимандрит Иоанн (Крестьянкин), является действительным прообразом той печати, которой на самом деле стоит бояться.
Ничто Божественное не пройдет сквозь эту страшную греховную печать, которой мы ежедневно печатаем свой ум и сердце.
Время Второго пришествия Господня, время Страшного Суда Апостол Иоанн называет днем «гнева и откровения», когда несчастные грешники будут умолять горы и скалы пасть на них, чтобы только не видеть гнева Агнца (см. Откр. 6:16).
Но Бог не оставит людей без помощи. «Сейчас разразится гроза, наступит непродолжительная диктатура антихриста-сатаны.
А потом Христос вмешается, задаст хорошую трепку всей этой антихристовой системе, зло будет попрано Им, и Он в конце концов обратит его в добро», — это слова преподобного Паисия Афонского.
Несмотря на войны, природные катаклизмы, все нестроения мира, теперь еще мы с вами, дорогие мои, живем в спасительное, благодатное время.
Время, когда Спаситель мира Христос готов принять и спасти всякого грешника, воздохнувшего к Нему о своем спасении и принесшего покаяние.
Главное — нам самим не быть нерадивыми.
С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ беседовал
протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,
г. Новогрудок
25.08.2023