Необъяснимые неожиданности ноября в светской и церковной жизни
Наше время преподносит нам немало порой ошеломляющих и необъяснимых неожиданностей как в светской, так и в церковной жизни. Человечество впадает в состояние духовного ослепления, потому и происходят события, которые сложно понять, объяснить, а тем более комментировать. В беседе с архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ, ректором Минской Духовной семинарии, мы затронем духовный аспект наиболее громких событий минувшего месяца.
— Ваше Высокопреосвященство, Элладская Церковь и Александрийский Патриархат признали так называемую Православную церковь Украины (ПЦУ). Они внесли имя главы ПЦУ Епифания в свои диптихи. Как объяснить прихожанам, что происходит, Владыко?
— Мне сложно однозначно ответить на этот вопрос. Я не беседовал с иерархами этих Церквей лично и пользуюсь той же, что и все вы, информацией, которую нам подают в интернете.
Но, учитывая, что в сентябре 2018 года Патриарх Феодор посещал Одессу, где поддержал каноническую Украинскую Православную Церковь и призвал верующих «держаться митрополита Киевского Онуфрия», конечно же, такой отказ от своей позиции выглядит непоследовательным. Кроме того, это противоречит священным канонам и традиции Церкви, наносит вред как Православию в Украине, так и Вселенскому Православию.
Небезызвестно, что и Элладская, и Александрийская Церкви подвергались сильнейшему политическому давлению извне, вот и не выстояли... Хотя далеко не все Архиереи и священнослужители приняли это решение единодушно, даже порицающее сравнение с Иудой услышал о себе Патриарх Феодор.
Я думаю, нам не нужно драматизировать это известие. Ведь кто Глава Церкви? Христос! А истина Христова побеждала всегда, во все времена расколов и ересей, которые Господь попускает, чтобы выявить верных Ему. Поэтому рано или поздно истина восторжествует — иначе быть не может. Наше дело — молиться, не ожесточаться и просить Божией помощи.
— Если обратиться к истории Православной Церкви, Владыко,мы увидим, как немало их было — и ересей, и расколов...
— Да уж, они не сегодня возникли. Еще в IV веке знаменитый александрийский пресвитер Арий сам прельстился и многих людей обольстил новым учением, в котором утверждалось, что Христос — не Бог, а лишь Его высшее творение.
Затем Константинопольский Патриарх Несторий стал называть Божию Матерь не Богородицей, а Христородицей.
Уже позднее появились монофизиты, монофилиты, иконоборцы. Обольщенные сладостью новомодных учений, многие впадали в ересь. А в XI веке возник Великий раскол: почти весь Запад соблазнился новым догматом о примате (первенстве) римского папы. Позже появились протестанты и разного рода сектанты.
— Да и в наше время, Владыко, немало их, сектантов, приверженцев так называемых новых религиозных движений.
— Враг во все времена улавливает легковерные души ложными учениями. А причины вовлечения в эти движения — неразумная ревность о спасении, гордость, тщеславие, стремление оправдать плотские похоти и страсти, то есть злая воля демонов, которые избирают подверженных страстям. Через таких людей и начинают проповедовать они лжеучения. Ведь у врага рода человеческого задача одна — отвлечь нас от Христа и Его Церкви. А для этого годятся все приемы.
В России в 1990е годы секты росли как на дрожжах. Все их учения — сплошной дурман. Посудите сами. Например, Мун и Виссарион — основатели тоталитарных и деструктивных движений, пытались оправдать свой разврат.
Небезызвестные всем кришнаиты учат о том, что преданное служение Кришне оправдывает любые действия. Поэтому кришнаитам можно лгать, воровать, заниматься мошенничеством, но только при условии преданного служения Кришне.
А саентология? Главный лозунг этой преступной организации выражен словами ее основателя Р. Хаббарда: «Единственный способ контролировать людей — это лгать им».
«Свидетели Иеговы» запрещают переливание крови. А ведь когда это необходимо для спасения жизни человека, отказ от этой процедуры — фактически сознательное убийство.
Печально известный ныне «бог Кузя» — это вообще анекдотичная фигура.
Можно приводить множество примеров, когда люди служат своим фантазиям и прихотям, вовлекая всекты прежде всего тех, кто не знает учения Святой Церкви.
Есть такое духовное состояние человека — состояние прелести. Это порой даже неосознаваемое ложное состояние души, основанное на гордыне. Так как мы все постоянно грешим и не всегда каемся в своих грехах или делаем это поверхностно и формально, то все в какойто степени пребываем в прелести. А для того чтобы от нее избавиться, нужно жить по-христиански, как Господь заповедовал, а не так, как диктуют демоны, разжигая наши страсти.
Поэтому важно сердце очищать покаянием, помнить о Вечности, иначе, как писал Ф. М. Достоевский в письме к своему родному брату, «нервы и фантазия займут очень много места в существе и внутреннее возьмет слишком опасный верх».
А ведь эти духовные нестроения человека могут привести к психическим нарушениям.
— Сегодня, кстати, таких нарушений все больше, Владыко. Похоже, именно этим и объясняется безумный поступок доцента исторического факультета Санкт Петербургского университета Олега Соколова?
— Очень жаль девушку — страшная, чудовищная смерть. Трудно представить горе ее родных и близких. Но жаль и несчастного этого доцента.
Как видим, ни звания, ни награды, ни почетное место в обществе не влияют на состояние души. Это всего лишь внешняя блестящая обертка, под которой сокрыты гордость и тщеславие, высокомерие и надменность — духовные причины душевной болезни.
Ученый, совершивший это жестокое убийство, занимался историей Франции, жил философией войны 1812 года, любил выходить в свет в образе Наполеона Бонапарта и требовал, чтобы его называли «сир» — так обращались во Франции к монарху.
К сожалению, при таком самообольщении недалеко до мании величия — психического расстройства, которое характеризируется чрезмерным болезненным повышением внимания к своей особе. Это проблема духовная.
— Играя на страстях, Владыко, темные силы легко начинают манипулировать человеком?
— «Сегодня мной владеет Бог», — писал, насколько мне помнится, поэт Афанасий Фет. А вот здесь мы наблюдаем совершенно обратное — человеком овладел диавол. Человек прежде, чем совершить страшное преступление наяву, преступил нравственный закон в душе своей, допустив в нее, как писал преподобный Кассиан Римлянин, самого свирепого и самого неукротимого зверя — гордыню.
Поражает контраст между элитарным, академическим образом известного и уважаемого в обществе человека и его зверским, маргинальным поступком...
В нашей земной жизни мы должны подготовиться к Вечности. Туда с нами не пойдут ни слава, ни богатство, ни карьера, но только наши добрые дела, вера и духовно-нравственное состояние души.
Все, что мы делаем здесь, на земле, имеет значение только с точки зрения Вечности. Вера является источником и средоточием всей религиозной жизни христианина. Чем больше человек познал Бога, тем глубже и сильней его вера.
Бывает, что люди живут в поисках благополучия, не думая о духовном. И лишь когда случается критическая ситуация, потрясение, тогда отпадает всякая шелуха, а человек остается наедине с собой. Исчезает все наносное, снимается маска, и душа прозревает. Она начинает понимать, что существует духовный мир, что человек — не центр мироздания, что у нас есть Небесный Отец, без Которого жизнь счастливой не будет.
Дай Бог и тому Олегу Соколову при страшных обстоятельствах, в которых он оказался, увидеть все в истинном свете, прийти к такому прозрению, покаянию.
— Каждый из нас в этой жизни осуществляет свободный выбор по отношению к вере в Бога и жизни духовной. Но по-христиански, Ваше Высокопреосвященство, мы ведь должны сострадать, молиться за погибающего?
— Для меня всегда был примером духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов). Общаясь с человеком, он не уделял внимания тому, что важно для нас — внешность, статус, греховность или праведность. Даже зная, что человек совершил какой-то безнравственный поступок, отец Кирилл не изменял к нему отношения.
Этот высокодуховный пастырь обладал способностью переступить через то, что сделал человек, не заострять на этом внимания, не погружать человека в его грех еще больше. Напротив, даже в самой безнадежной ситуации, когда грешник был на грани отчаяния, старец всегда давал ему надежду.
Архимандрит Кирилл своим отношением показывал, что если человек жив, значит, у него еще есть возможность измениться и спастись.
Бог прощает грехи тому, кто от всего сердца покается. Как пишет преподобный Ефрем Сирин, если бы не было покаяния, давно бы погиб род человеческий. Не количество грехов и тяжесть их губит нас, а нераскаянное житие наше.
Господь наш Иисус Христос дает нам высшее понятие о человеке-христианине. Он пришел в мир не для того, чтобы провозгласить нам некие идеи и принципы. Он пришел спасти нас, дать нам Себя, и это совершается и сегодня каждый день в мире в Церкви на Божественной Евхаристии.
Дав человеку возможность соединяться с Ним в Святых Таинах, принеся Себя в Жертву, Господь подъял на Свои рамена тяжесть грехов всего мира. Только во Христе, в Его Личности и Его словах нужно искать выход из всех сложных ситуаций частной жизни и видимых лабиринтов общественной.
Спасение души в Вечности, единение с Богом — самое важное, к чему нас призывает Святая Церковь, и каждый христианин должен стремиться получить добрый ответ на Страшном Суде.
Грех сладок и увлекателен, и почти все отдаются ему охотно, без размышления, без рассуждения, не желая думать о последствиях, а ведь каждый из нас знает, что за грехи и в земной жизни настигают болезни, скорби, всевозможного рода напасти. В будущей же, загробной жизни за нераскаянный грех душа содержится во аде.
Не в наших силах повернуть ход истории, не можем мы повлиять ни на ход мировых событий, ни даже на поступки другого человека. Но зато все мы в состоянии позаботиться о своей вечной душе. Ведь отвечать в итоге будет пред Богом каждый за себя.
— Спаси, Господи, Владыко, за душеполезную беседу.
С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ
беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,
г. Новогрудок
25.11.2019