Беседы с архипастырем

На заседании Святого Синода Белорусской Православной Церкви: об основных вопросах и решениях

3 сентября состоялось заседание Святого Синода Белорусской Православной Церкви. О вопросах, которые рассматривались на нем, мы попросили рассказать Управляющего делами Белорусского Экзархата, наместника Жировичского Свято-Успенского монастыря, архиепископа Новогрудского и Лидского ГУРИЯ.

Решением Святого Синода Вы, Высокопреосвященнейший Владыко, назначены еще и исполняющим обязанности ректора Минской Духовной Академии и семинарии. Трудно представить себе, как можно понести все эти послушания...

Только с помощью Божией. Благодарю, что не оставляет Он Своею милостью. Слава Богу, есть добросовестные помощники и в монастыре, и в епархии, и в семинарии. Поэтому будем трудиться. А вообще монахи послушания не выбирают. О твоей воле спрашивают только один раз — когда постригают в монахи. После этого суть монашеской жизни заключается в двух словах: простите и благословите.

На заседании Святого Синода в числе прочих было принято решение о внесении в календарь Белорусской Православной Церкви памятных дат, прославляющих Митрополита Иосифа (Семашко) и его сподвижников.

Точнее сказать, принято решение о восстановлении памяти с отметкой в церковном календаре (23 ноября ст.ст. / 6 декабря н.ст.) дня преставления блаженной памяти Иосифа (Семашко), Митрополита Литовского и Виленского как дня молитвенного заупокойного поминовения в храмах Белорусской Православной Церкви этого святителя и иных его сподвижников, потрудившихся в деле упразднения Брестской церковной унии и воссоединения белорусских униатов с Матерью Церковью. И 12 февраля ст.ст. / 25 февраля н.ст.— а это день возвращения в Православную Церковь белорусских униатов — положено в храмах ежегодно служить торжественный благодарственный молебен.

Нельзя забывать, какими горестями обернулась уния для нашего народа. Об этом во все времена говорили не только православные деятели, но и католики. Вот что писал униатскому епископу Иосафату Кунцевичу 12 марта 1622 года представитель самого короля Польского — литовский канцлер, видный католик Лев Сапега: «Вместо радости ваша льстивая уния принесла нам только горе, непокой и нестроения, так что предпочитаем быть без нее. Вот плоды вашей унии...». Разве же это не убедительное подтверждение моих слов?

Кстати, Высокопреосвященнейший Владыко, Ваше интервью об унии, напечатанное в майском выпуске нашей газеты, вызвало резкую реакцию в определенных кругах. Некий Анатоль Сидорович в газете «Наша нiва» высказался в нелицеприятных выражениях в том числе и о Вас. Вы читали это, Владыко?

Да, читал. И вспомнил слова Евангелия: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо» (Лук. 6:24—26). Я воспринял эту статью как проявление, пусть и весьма эмоциональное, точки зрения автора. Он имеет на нее полное право. Каждому Господь даровал свободу не только выбора, но и воли, которая может склоняться и к добру, и ко злу. А потом. человек никогда не укладывается в какие-то матрицы или штампы. Каждый человек — неповторимый индивидуум, и в силу разных причин он не всегда со всем соглашается, порой даже с мнением Церкви. Только вот, как очень точно заметил историк и философ Лев Карсавин, наши представления о вере в понятия веры не входят.

Церковь — это тело Христово, и глава его — Христос. Вне Церкви и без Церкви невозможна христианская жизнь. Только в ней может развиваться и спасаться человек, как и в любом организме его члены не развиваются отдельно друг от друга, а всегда только в неразрывной связи. И тот, кто не признает себя частью тела Христова, он вне Церкви, даже если формально и называет себя христианином.

К сожалению, наша история не раз переписывалась в угоду политическим веяниям. Помню, как, изучая первоисточники еще будучи студентом Московской Духовной Академии, я был поражен: сколько же горя на самом деле принесла уния нашему белорусскому народу — и православным, и католикам!..

Очень жаль, что в числе обличающих позицию Православной Церкви оказался и отец Иоанн Моисейчик, когда-то окончивший Минскую Духовную семинарию и потом служивший в Слонимском благочинии. Сейчас он ушел в униатство и обитает где-то в Бельгии. Вы его хорошо знаете, Владыко, и, наверное, можете предположить, как такое стало возможным.

В душу человека не заглянешь. Только Господь прозревает ее глубины. Он призывает человека к познанию Истины Своей любовью и всепрощением. Если человек слышит и принимает этот призыв Божий, он обязательно находит правильный путь к духовному просветлению и спасению души.

На первом курсе Духовной семинарии Моисейчик отказался от православия и ушел в католичество. Но потом с покаянием он вернулся в лоно нашей Церкви. Покаяние свое принес публично в Свято-Успенском соборе перед священнослужителями, семинаристами и прихожанами.

Будущий священник Иоанн каялся в своих заблуждениях, нетвердом стоянии в вере, клятвенно обещая, что такое никогда не повторится. Он даже письменную клятву дал, что будет верен Православной Церкви до смерти.

И эта письменная клятва сохранилась?

Да, сохранилась. Нужно отметить, что отец Иоанн Моисейчик был наделен от Бога многими талантами. В 1997 году он даже трудился референтом ректора Духовной семинарии. Помнится, тогда все вокруг восхищались им, его разносторонней одаренностью и умом. Но, к сожалению, человек талантливый и одаренный иногда забывает, что его таланты — это дары Божии, и в свое время Господь спросит, как ты их употребил в жизни. Если же приписывать себе все свои достоинства, думать, что это ты сам такой необыкновенный, в душе невольно развивается гордыня, растет самодовольство — и тогда непременно начинается духовное падение.

Всем известно, что отец Иоанн позволял себе поведение, не соответствующее сану священнослужителя. А Вы, Владыка, долготерпели опять же потому, что уважали Богом дарованную человеку свободу выбора?

И даже когда отец Иоанн попросился перейти в другую епархию, я не воспрепятствовал. Как потом рассказывали, он уехал за границу, не посчитав нужным поставить об этом в известность Архиерея. Владыка Митрополит звонил архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому Симону, узнавал о его судьбе. И что же? Оказалось, что Моисейчик создал униатский приход, собрал вокруг себя людей, не обращая внимания на то, православные они, католики или униаты. Важно, как он считает, любовью все окрылить.

По сути дела он предлагает своим прихожанам стать униатами всех конфессий и религий, а по смерти, в Вечности, — странниками, не имеющими крова.

Ваше Высокопреосвященство, модернисты так и призывают: «Религии и конфессии, объединяйтесь в любви и через любовь!». Но на самом деле этот призыв не означает ли объединение против Бога?

Смешение лжи и истины всегда превращает истину в ложь. А любовь без истины и морали превращается в страсть и становится настоящей трясиной.

Как человека отца Иоанна Моисейчика, безусловно, очень жаль. Мы все пришли в этот мир, чтобы выразить свое отношение к Богу: либо почитание Его, жизнь по Заповедям, либо противоборство Ему. Невидимая духовная брань идет во всякое время: диавол всеми возможными способами стремится склонить нас на свою сторону, а Господь зовет ко спасению.

Если человек (я имею в виду отца Иоанна) письменно обещал верность Православию даже до смерти, это означает, что в лице Архиерея он дал клятву Богу. И нарушить такую клятву и означает для него духовную смерть. Когда кто-то совершает ошибку по неведению, невнимательности — это одно. Но если духовный пастырь, хорошо зная, какие горести принесла белорусскому народу уния, все же проповедует ее, обманывая соотечественников, — это страшно. Людей, конечно, можно ввести в заблуждение, а Бога?..

Как Архиерей я скорблю о чело-веке, которого рукополагал когда- то во священство. Вот и Святой Синод призывает отца Иоанна Моисейчика к покаянию, дает ему еще одну воз¬можность. Услышит ли он — это другой вопрос. Но Господь ждет покаяния до той поры, пока земная кончина не настигнет.

Но тогда уже истина, Владыко, предстанет во всей своей полноте.

И дороги назад не будет. Святой благоверный князь Владимир Мономах в своем завещании детям писал: "Каждый вечер, целуя крест, кайтесь в грехах своих и от сердца взывайте ко Господу: "Господи, как Ты помиловал разбойника, мытаря и блудницу, так и нас помилуй, ибо имя Твое — Любовь".

Можно с полным правом предположить, что это завещание адресовано и нам с вами. Сподоби всех нас, Господи, предстать пред Тобою в Вечности с душой, очищенной покаянием.

 

С архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей

Вадим КУЗЬМИЧ, г. Новогрудок

27.09.2012