Мир с людьми основывается на мире с Богом
В мае Правящий Архиерей Новогрудской епархии по благословению Святейшего Патриарха Кирилла побывал в паломнической поездке на Святой Горе Афон и в Иерусалиме. Своими духовными ощущениями, а также отношением к проектам новых законов, которые Верховная Рада пытается ввести относительно Украинской Православной Церкви, делится архиепископ Новогрудский и Слонимский ГУРИЙ, ректор Минской Духовной Семинарии.
— Ваше Высокопреосвященство, в мае Вы побывали на Афоне и на Святой Земле. Считается, что в таких сакральных местах всегда чувствуется духовное состояние мира. Какое оно?
— Как говорят афонские монахи, мир висит на волоске. И это совсем не удивительно. Сегодня при полной политической нестабильности страны соревнуются в безумной гонке вооружений, на каждого жителя Земли приходится столько оружия, что его достаточно для уничтожения, как подсчитали ученые, всего живого двадцать раз!
Кроме того, на две трети загрязнена морская среда, которую не щадят наземные источники — сточные воды, химические вещества, мусор и пластмассы, радиоактивные отходы, нефтяной пленкой покрыто 2 % поверхности океана. Патогенные микроорганизмы накапливаются в морепродуктах, становясь причиной массовых заболеваний людей. Так что люди планомерно и целенаправленно сами себя уничтожают. Поэтому и много бед обрушивается на человечество.
Но, к счастью, есть такие места на Земле, где монахи днем и ночью молят Бога о помиловании, молитва ударяет в Небеса, и Господь всех нас пока терпит. Афон — это тот укромный уголок на Земле, где не потерян опыт истинно монашеской жизни, умного делания.
Боговнутренняя жизнь Святой Горы была и остается сокровенной, поэтому сегодня так стремятся туда паломники — велико желание христиан хоть немного прикоснуться к ней: ведь монашество в своем идеале является воплощенным исполнением заповедей Христовых и добрым примером для мирян. Там забываешь обо всем, кроме молитвы.
«Молитвами монахов стоит мир», — говорит преподобный Силуан. Если мы приступаем к ним, полные решимости, понуждаем свое естество, тогда и Господь помогает Своей благодатью.
— Ваше Высокопреосвященство, нам всем нужно усилить молитву. Последние события на Украине взволновали весь Православный мир: в Верховной Раде готовят законы, которые полностью могут подчинить Церковь секулярным чиновникам.
— Подготовленный законопроект предполагает наделить правительственные органы широчайшими полномочиями в сфере контроля внутренней жизни религиозных общин, в том числе утверждения и назначения епископов. И не дай Бог, если такое случится! Тогда как следствие неизбежно начнется принудительная перерегистрация всех общин УПЦ, а это неминуемо спровоцирует новые захваты храмов и столкновения между верующими различных конфессий. Попытки втянуть Церковь в политическое противостояние могут привести к религиозной войне. А страшнее религиозных войн в мировой истории ничего не было.
Возле Верховной Рады в день рассмотрения проекта собрались десятки тысяч верующих, которые с молитвой взывали прислушаться к голосу Церкви. Подобные многочисленные молитвенные стояния проходят по всей Украине, в храмах Беларуси также служатся молебны, возносятся особые молитвы — и дай Бог, чтобы политические страсти не возобладали над здравым смыслом.
Недопустимо вмешиваться в жизнь Церкви. Церковь — это Царство Божие здесь, на земле. Когда Бог становится центром жизни, тогда и все остальное становится на свое правильное место. Мир с людьми основывается на мире с Богом.
«Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20), — пообещал Господь. И это обещание исполняется в Церкви, которую Он основал как место, где Бог встречается и общается с христианами.«Бог устроил церковь как гавань, чтобы в ней укрывшиеся от шума и треволнений жизненного моря люди наслаждались великим покоем», — пишет святитель Иоанн Златоуст. И ведь действительно, в церкви мы обретаем силы противостоять житейским неурядицам. Господь хранит нас, если мы посещаем храм, от всех напастей и бед, о которых иногда даже и не подозреваешь.
Вместе с Христом в церкви невидимо присутствуют Божия Матерь, множество Ангелов и святых, участвующих в службе наравне с людьми. Церковь Небесная, состоящая из Ангелов и усопших, и Церковь странствующая, состоящая из живых людей,— это одно Христово тело, единое и неделимое. И вмешательство в церковную жизнь людей, порой от духовности весьма далеких, ни к чему хорошему не приведет.
Государственная власть призвана выполнять свои задачи, церковная — свои.
— Легко жить, Владыко, уповая на Бога и Святой Его Промысл. Но как же сложно в нашем неустойчивом мире людям, не имеющим веры и надеющимся только на себя! Многие живут в страхе, в ожидании бедствий и каждый день готовятся к концу света.
— «Память Божия — вот главное, в чем надо упражняться», — учит святитель Феофан Затворник. Нужно стараться всегда быть готовым к своему уходу в Вечность. Кто помнит о смерти, тот будет бояться грешить, зная, что за этим последует наказание.
Древние египтяне имели обычай на дружеских пирах ставить посреди стола деревянную раскрашенную скульптуру, изображавшую смерть, чтобы, вкушая пищу, приглашенные гости смотрели на нее и не предавались излишнему веселью.
В Византии, когда собирались царя венчать на царство, ему приносили четыре разного цвета камня: он должен был выбрать, из какого из них будет его надгробие.
Все это делалось для того, чтобы великие люди не превозносились от временной славы, но помнили о смерти и были смиренны. Вдруг на Суде Господь скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный...»? (Мф. 25:41).
Любой человек — лишь крохотная частица мироздания. Но в каждом сокрыты такие неизмеримые глубины, что их не смогут заполнить ни самые глобальные пласты всемирной истории, ни богатейшее наследие культуры, ни научные знания, ни интенсивная работа могучего интеллекта, ни творческий гений — ничто и никто, кроме Создателя. Только с Богом во Святом Православии мы находим подлинную Истину. Насыщаемся, наполняем себя до краев благодатной энергией Жизни, очищаемся, обновляемся, преображаемся, становимся бессмертными.
— Но сегодня, Высокопреосвященнейший Владыко, некоторые люди так охладели к духовной жизни, что с трудом могут молиться. Как же повернуться к духовности?
— Мне вспоминается такой поучительный рассказ. Один молодой священник, проповедник, горевший духом зажигать сердца людей верой в Бога, прибыл в одно селение с «мертвой церковью». Он незамедлительно приступил к делу, хотя в епархии его перед тем предупредили, что на этом приходе он напрасно потеряет время. Церковь в поселке совершенно мертва, люди не ходят, о Боге забыли. Но он все же рискнул...
И вот закипела работа. Священник без устали беседовал со всеми встречавшимися ему жителями поселка, посещал людей на дому, увещевал, наставлял, учил, приглашал на воскресные Богослужения, но... безуспешно. Люди, с мрачными лицами, оставались холодны и в церковь не шли. И тогда молодой, горячий пастырь, болея душой за паству, решил прибегнуть к весьма неординарному средству. Он объявляет в местной газете, что церковь умерла и ее похороны состоятся в ближайшее воскресенье, по обеде.
Такое объявление взбудоражило сонное царство поселка. Поползли самые невероятные слухи, догадки, сплетни. В воскресенье церковь до отказа наполнилась любопытной толпой. На видном месте стоял украшенный цветами гроб.
После отпевания батюшка сказал краткое надгробное слово и пригласил присутствующих всех по очереди прощаться, подходя, взглянуть в лицо знаменитой покойнице. Один за другим люди подходили ко гробу. Но, заглянув в него, кто-то спешно смущенно отвращал свой взор, а кто-то, от ужаса истерично вскрикнув, отскакивал, как ужаленный, от страшного постамента.
Оказалось, что священник положил на дно пустого гроба большое зеркало, так что всякий смотрящий туда видел там свое собственное отражение. Оно и изображало умершую церковь, которая есть собрание приходящих в нее людей. Живых телом, но мертвых духом и душою.
Правильная духовная жизнь несет в себе и здоровую во всех отношениях жизнь физическую, является источником того благоденствия, счастья, радости и мира, к которому стремится каждый человек и каждое общество. Напротив, нарушение духовных законов неотвратимо приводит к разрушению строя жизни на всех ее уровнях — как личном, семейном, так и общественном.
Время ускоренными темпами мчится вперед, но, увы, мгновенное, сиюминутное, житейское переполняет нашу жизнь. Давайте не делать это основным и помнить о главном: каждую минуту отпущенного нам времени наполнять духовным смыслом, чтобы всегда быть готовыми предстать перед Судией Праведным.
С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ
беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,
г. Новогрудок
30.05.2017