Коронавирус: проверка веры для человечества и каждого из нас в отдельности
Пандемия коронавируса внезапно изменила нашу привычно текущую жизнь — и общественную, и церковную, не только испытывая на прочность союзы и альянсы, но еще и у каждого из нас выявляя душевные качества, о которых порой мы не подозревали. Всплески эпидемий всегда сопряжены с тяжелыми последствиями, но в экстремальных ситуациях происходит еще и проверка нашей веры. Об этом мы беседуем с архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ, ректором Минской Духовной семинарии.
— Ваше Высокопреосвященство, коронавирус наложил серьезные ограничения на нашу жизнь, в том числе церковную. Многие прихожане недоумевают, почему даже в церкви, месте святом, введены санитарные нормы?
— Такое решение принято Священным Синодом Русской Православной Церкви. Думаю, предписаны эти чрезмерные средства предосторожности большей частью для того, чтобы минимизировать панические настроения. К сожалению, паника, искусственно раздуваемая вокруг коронавируса, наносит гораздо больший вред, чем сам вирус.
Конечно, говорить, что это заболевание неопасно, нельзя — любая инфекция опасна. Однако согласно данным Всемирной организации здравоохранения сейчас во всем мире лидируют в качестве причины смерти от болезни туберкулез, гепатит, пневмония. Коронавирус же «занимает» лишь 17-е место. Тем не менее соблюдать гигиенические правила необходимо.
Но куда важнее другое. Во все времена болезней, моров, эпидемий люди каялись и усиливали молитву, просили Бога о милости и, конечно же, приступали к Святым Таинствам. Господь оставил нам великие Свои Дары, чтобы мы врачевали болезни и духовные, и телесные. Это огонь, пожигающий всякий грех и всякую скверну, если человек стремится причащаться достойно, с благоговением и трепетом. Мы причащаемся Тела и Крови Самого Господа нашего Иисуса Христа!
Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Отечнике» приводит в качестве примера случай, как Господь вразумил одного юношу, Дмитрия Шепелева, и показал, что в Святом Причастии подается подлинное Тело Спасителя. «Он (Дмитрий) воспитывался в Пажеском корпусе. Однажды в Великий пост, когда пажи говели и уже приступали к Святым Тайнам, юноша Шепелев выразил шедшему возле него товарищу свое решительное неверие, чтоб в Чаше были Тело и Кровь Христовы. Когда ему преподаны были Тайны, он ощутил, что во рту у него мясо.
Ужас объял молодого человека: он стоял вне себя, не чувствуя сил проглотить частицу. Священник заметил происшедшее в нем изменение и приказал ему войти в алтарь. Там, держа во рту частицу и исповедуя свое согрешение, Шепелев пришел в себя и употребил преподанные ему Святые Тайны».
Мы напуганы коронавирусом, но сегодня происходит гораздо более опасная трагедия — упадок веры, разложение личности человека.
— Можно сказать, Владыко, что пандемия коронавируса в мире является и своего рода проверкой веры для человечества?
— Не только для человечества в целом, но и каждого из нас в отдельности. Меня поразила реакция жителей Харьковской области Украины, пытавшихся силой не допустить к себе «на карантин» эвакуированных из Китая соотечественников, некоторые даже требовали сжечь самолет вместе со всеми прибывшими. Вот так и проявляется наша «любовь» к ближнему.
В Канаде вместе с коронавирусом вовсю прогрессирует вирус безумия! Там, как пишет представитель Всемирного конгресса семей в России и СНГ Алексей Комов, законодатели внесли законопроект, «предусматривающий тюремные сроки родителям за любое противодействие гомосексуальному или трансгендерному поведению детей. В пиковом случае папа или мама могут угодить за решетку в Канаде даже за слова, что мальчик — это мальчик, а девочка — это девочка».
Будем надеяться, что в стране этой есть здравомыслящие люди, и безумный проект все же отклонят.
Да, мир погружается во всепоглощающее безумие, что куда опаснее любого коронавируса. И никак не хотим мы понять главного — мы подвергаемся болезням и прочим бедствиям земной жизни за согрешения свои по попущению Божию. Грех — причина всех скорбей человека и во времени, и в Вечности.
В век высоких технологий климатические перемены и стихийные бедствия, эпидемии, как утверждают многие ученые, имеют искусственное происхождение. Геофизическое, электронное и биологическое оружия массового поражения проходят испытания и вызывают разного рода бедствия.
Однако если посмотреть с духовной точки зрения, то болезнь, по какой бы причине она не возникла, — очень могущественное средство, позволяющее человеку оставить свою греховную жизнь и стать на путь истинный. Хорошо, если эта пандемия подтолкнет людей задуматься о высшем, избавиться от греховных привычек и вернуться к Господу. Возможно, именно для этого данное заболевание и появилось.
Воспринимать же все происходящее с нами нужно спокойно, без паники и страха. Бояться надо только греха.
— Святые отцы пишут, что спасителен лишь страх Божий. Почему он так необходим человеку, Ваше Высокопреосвященство?
— Потому что, поселяясь в сердце, он изгоняет всякую тревогу и делает человека поистине бесстрашным. По словам преподобного Ефрема Сирина, страх Господень — кормчий души, источник жизни. Он просвещает душу, истребляет лукавство, ослабляет страсти, изгоняет из души тьму и делает ее чистой.
С обыденными человеческими страхами подвижники боролись не только молитвой, но и поступками.
Например, преподобный Паисий Святогорец в детстве очень боялся кладбищ. Уже тогда он проявлял горячий интерес к Православию и в Житиях святых вычитал совет, что нужно не бегать от своего страха, а столкнуться с ним лицом к лицу.
Десятилетний мальчик решил переночевать на кладбище. Более того, он заранее приглядел там пустую могилу и, когда стемнело, пришел и спустился в нее. Впоследствии подвижник рассказывал, что его сердце отчаянно билось, но на кладбище было тихо, и ребенок постепенно осмелел. Поднявшись из могилы, он стал бродить под луной от креста к кресту.
Впрочем, мальчик не хотел, чтобы его приняли за призрак, поэтому до зари вернулся домой. Так он поступал еще два раза, пока страх перед местом вечного покоя совсем не исчез.
Став взрослым и приняв монашеский постриг, святой старец определял страх Божий как великое почтение, благоговение, некое смущение духовного рода, происходящее от большой любви к Богу.
Однако нельзя сравнивать страх Божий с неприятностями и тревогами, рожденными грешным миром. Всякий страх убегает от нас, когда есть доверие к Богу. Если человек доверяет Богу во всем, тогда он понимает, что все, чем он владеет, — Его дар. Бог как бы позволил прикоснуться нам к этому дару, но не более того.
Если научиться смотреть на все таким образом, то основания для беспокойства покинут вашу душу.
— Великий пост обнажает перед нами наши немощи, о которых мы раньше, может быть, и не догадывались. Как же обрести власть над всеми нашими чувствами и потребностями, победу духа над плотью?
— Если мы держим пост без покаянной молитвы, приписываем себе заслуги воздержания от пищи, а не действию благодати Божией, то это несет в себе опасность возгревания в душе не смирения, а гордыни и превозношения. Отсюда — осуждение не самих себя, на что у всякого из нас есть множество оснований, а наших ближних, чья внутренняя жизнь нам в действительности неведома и о поступках которых мы часто судим превратно и несправедливо.
Одна из стихир Постной Триоди предостерегает нас от такой опасности: «От брашен постящеся, душе моя, и страстей не очистившеся, всуе радуешися неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидема будеши от Бога, и злым демоном уподобишися николиже ядущим», то есть не очистившийся от страстей постник, горделивый, превозносящийся, осуждающий ближних, уподобляется злым демонам, которые никогда не вкушают пищи.
В этом — мудрость Великого поста, важный для нас его урок: он учит нас увидеть нашу немощь, показывает особенно ясно, что без Бога мы не можем ничего. Когда же благодать Божия сходит к нам, тогда все изменяется, все преображается, человек умиляется, молится.
«Христос посреди нас» — с таким братским целованием мира в древности подходили друг к другу все верующие и слышали в ответ: «И есть, и будет!». Поистине Пасхальная радость — Христос среди нас! Нет ничего выше этого. Мы вместе, мы христиане, мы самые счастливые люди, потому что среди нас Господь.
И когда диакон на праздничном пасхальном Богослужении возгласит: «Возлюбим Друг Друга...», всей крепостью своею, всем разумением, всем сердцем давайте обратимся к нашему ближнему этим приветствием: «Христос посреди нас» — и услышим: «Воистину Христос посреди нас есть и будет».
Господь исцелил двух бесноватых людей в стране Гергесинской (см. Мф. 8:28—34). Мы видим из Евангелия, до чего может дойти человек, когда он живет безбожно, так, как ему хочется. И до чего может дойти человечество, если все будет продолжаться так, как происходит сейчас.
Услышав просьбы жителей страны Гергесинской о том, чтобы Он ушел от пределов их, Христос уходит, покидая человечество там, где не желанен. Но Господь всегда остается с теми, кто, несмотря ни на какие соблазны и ужасы, творящиеся в сегодняшнем мире, сохраняет Ему верность. Бог всегда пребывает с людьми, принимающими в свою жизнь чудесный благодатный дар обновления, который Он дает погибающим.
Стойте в вере, дорогие мои, и спешите очистить душу покаянием. Пусть Праздник праздников — Светлое Христово Воскресение — наполнит души миром, светом и радостью!
С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ
беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,
г. Новогрудок
29.03.2020