Где царит дух молитвы и все буквально им дышит
В начале мая ректор Минской Духовной Семинарии архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий побывал на Святой Горе Афон. Владыка поделился впечатлениями от поездки, пребывания в Ватопедском монастыре, где царит дух молитвы и все буквально дышит ею, рассказал о сути монашества и монашеской жизни.
— Ваше Высокопреосвященство, Вы уже бывали и раньше на Святой Горе. Какие новые впечатления вы привезли и какую духовную пользу почерпнули от этой поездки?
— Действительно это уже не первая моя поездка на Афон, и к новым впечатлениям я не стремился. Цель ее была исключительно духовной. Там, на Святой Горе, которая находится под особым покровительством Матери Божией, царит дух молитвы, буквально все им дышит. И мне хотелось проникнуться этим духом, окунуться в него.
Ведь что такое есть молитва? Не что иное, как беседа с Богом. И это величайшее счастье — беседовать даже не с известнейшим в мире человеком или с имеющим огромную земную власть, а с Самим Богом — Творцом Вселенной. На Афоне это особенно ощущаешь.
Я не старался посещать святые места Афона — хотелось просто помолиться в Ватопедской обители, подкрепиться духовно, чтобы дальше нести свой крест.
Дух, конечно, там подвижнический и на первом месте — Богослужения. Меня всегда поражает та полнейшая отдача, с какой афонские монахи и трудятся, и молятся, чтобы не расслабляться и ни на что другое времени не оставалось.
Конечно, едешь туда, обремененный заботами, хлопотами, душа словно придавлена, но вот этот дух подвижнический пленяет в Ватопедском монастыре — и забываешь обо всем, кроме молитвы.
— Можно ли сказать, Владыко, что монашество есть самое могущественное средство к достижению высшей духовной жизни?
— То, что происходит за монастырскими стенами, для людей мирских — покрыто тайной, а тем более происходящее в душе монаха. За внешними фасадами и куполами обителей сокрыта самая главная монашеская ценность и незаменимое предназначение — призывать милосердие Божие на весь человеческий род и на каждого человека в отдельности.
Православные христиане знают, что пока стоят монастыри и молятся монахи, держится человечество. Иночество — величайший подвиг духовного жертвенного служения Богу. Иноки молятся и духовно окормляют живущих в миру, совершают подвиг молитвенного предстательства за всех.
Вот вам несколько примеров того, насколько угодна Богу чистая молитва и монашеское делание.
Пророк Моисей мыслью молился, и Господь сказал ему: «Моисей, что ты вопиешь ко Мне?», и избавил израильтян от гибели (Исх. 14:15).
Преподобный Сергий постом и молитвою помог русскому народу освободиться от татарского ига. Преподобный Серафим мысленно помолился — и Дух Святой сошел на Мотовилова. И это есть дело монахов.
«Но если монах нерадив и не стремится к достижению того, чтобы душа его всегда созерцала Господа, то пусть он служит странникам и помогает мирским от трудов своих — и это угодно Богу, хоть и далеко от монашества», — так учат святые.
— Иногда, Ваше Высокопреосвященство, можно услышать мнение, что полезнее было бы жить человеку в миру и приносить видимую реальную пользу, чем замкнуться в монастыре. Например, посадить дерево, вырастить детей...
— Хорошо сказал преподобный Афонский старец Силуан: «Мир думает, что монахи — бесполезный род. Но напрасно они так думают. Они не знают, что монах — молитвенник за весь мир; они не видят его молитв и не знают, как милостиво Господь принимает их. Монахи ведут крепкую брань со страстями, и за эту борьбу будут велики у Бога... Знай, что когда случится беда народу, и душа заплачет пред Богом за этот народ, то он будет помилован».
Вот поэтому к монашеству и святым обителям на Руси всегда было особое отношение — благоговейное, а не запанибратское.
— Неспроста ведь прижились на Руси и глубоко вошли в души верующих слова святого Иоанна Лествичника: «Свет монахам — Ангелы, свет мирянам — монахи».
— Монахи, как говорил старец Паисий Афонский, это связисты нашей Церкви, то есть люди, которые «выходят на связь» с Богом посредством чистой молитвы. Вот они и удаляются подальше от мирских помех, чтобы иметь постоянную связь со Христом в молитве и помогать другим людям. Бог хочет, чтобы монахи опытом своей жизни давали людям свет и таким образом руководствовали их к вечной жизни.
Монашеское призвание не может быть сиюминутным порывом: оно должно вызревать в человеке на протяжении долгого времени, крепнуть, становиться все более сильным.
Монашество — это максимальное выражение того тесного пути, о котором говорит Господь (Мф. 7:13; Лк. 13:24). Тот, кто этого не понимает, придя в обитель и даже приняв постриг, будет жить, как в аду.
Поэтому прежде чем решиться на такой важный шаг, нужно себя испытать, стараться узнать волю Божию, чтоб не жить потом в монастыре, как мирянин, только облачившись в черное.
— Говорят, что посвященная Богу душа монаха содействует спасению не только его родных, но и земляков. Так ли это, Владыко?
— Если монах достойный, то его молитвами Господь может помиловать целый род и многих вокруг него. Например, в Малой Азии с давних времен в добром обычае было иметь хотя бы одного монаха от каждого рода, чтобы он предстательствовал о всех. Когда кто-то становился монахом, устраивался праздник в селе: считалось, что теперь он будет помогать всем.
Трудна монашеская жизнь, но и семейная не менее трудна, если жить по заповедям и исполнять все предписания Божии. Тогда она превращается в настоящее крестоношение, потому что православная семья — это многоча- дие, воспитание детей, забота о хлебе насущном, а еще жизнь в обществе с его установлениями, нередко далекими от христианских.
Некоторые жалуются сегодня, что исчезает из жизни радость. А какая же радость может быть, если многие женщины, не задумываясь о духовных последствиях, идут на аборт, совершая смертный грех? Да и вообще убить человека сегодня стало очень простым делом.
В наше время люди настоящую нужду имеют не столько в телесной, сколько в духовной пище. Ее не хватает для того, чтобы укреплялись семьи, не совершали матери грех детоубийства в утробе и другие страшные грехи, которые вызывают гнев Божий и ведут к истреблению целого народа.
Эту пищу в изобилии можно получить в обители. Здесь милость Божия молитвами монахов особенно велика, а Матерь Божия и все угодники святые — ближе.
Когда мирские, неверующие люди приходят в монастырь и видят истинных монахов, то, имея доброе к тому расположение, становятся верующими. Они узнают духовную жизнь и задумываются. Начинает меняться мировоззрение, человек осознает свою греховность, старается исправляться. Как результат — налаживается семейная жизнь и жизнь общества.
— И для достижения этой цели, Ваше Высокопреосвященство, чего самого главного нам нужно держаться?
— Я отвечу словами царя Соломона. При всем своем богатстве и роскоши, при всей мудрости и красоте, при всех своих дарованиях — а у него было всего в изобилии — он носил на пальце кольцо с надписью: «Все проходит, и это тоже пройдет». Мудрый царь понимал всю бренность и суетность мира, знал, что вечного на земле ничего нет. Все тленно, кроме духовного богатства, которое мы заберем с собой в мир иной.
Вот и нам с вами, дорогие мои, нужно об этом помнить, стараться очищать душу, чтобы достойно приготовиться к Вечности. В чем да поможет нам милостивый и всесильный Господь.
С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ
беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,
г. Новогрудок
28.05.2015