Как получить добрый ответ на Страшном Суде
Широк путь зде и угодный сласти творити, но горько будет в последний день, егда душа от тела разлучатися будет: блюдися от сих, человече, Царствия ради Божия... Эти слова из канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу напоминают, что мы на-ходимся на грани между вечной жизнью и вечной смертью. И неизвестно, по какую сторону этой грани мы окажемся. Почему же тогда живем так беспечно? Мгновенное, сиюминутное, житейское переполняет нашу жизнь, и мы не очень-то задумываемся о главном. Наша беседа с архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ, ректором Минской Духовной семинарии, о том, к чему должен стремиться каждый христианин, чтобы получить добрый ответ на Страшном Суде.
— Ваше Высокопреосвященство, даже воцерковленные люди отгоняют от себя мысли о смерти и не хотят задумываться о Вечности. Почему так бывает?
— Память смертная — дар Божий, а понуждение наше к ней — только свидетельство искренности нашего желания иметь этот дар.
«При понуждении себя нужно и молиться: "Господи, даждь ми память смертную"», — советует святитель Игнатий Брянчанинов. Человек создан для Вечности. Здесь, на земле, мы — изгнанники и странники.
«Помни последняя твоя, и во-веки не согрешишь» (Сир. 7:39), — говорит Слово Божие. Когда мы забываем о своем предназначении и считаем, что жизнь — это только краткий путь от рождения до смерти, мы становимся самыми несчастными существами в этом бренном мире. Нас ждет Небесное Отечество наше, и главная задача всякого живущего на земле человека — прийти туда с духовным багажом добрых дел.
Мне не раз приходилось слышать от людей, побывавших за чертой, что когда душа покидает тело, она тут же осознает, где истинное, где ложное. В одно мгновение исчезает вся ненужная житейская мишура, которой была заполнена жизнь, и со всей отчетливостью предстает высшая реальность. И тогда оказывается, что ты прошел мимо главного в жизни: не увидел, не успел, не доделал. Истина открывается после смерти со всей глубиной и отчетливостью, и уже ее не подретушируешь, не пригладишь. Жизнь земная, словно в кинокадрах, промелькнет, напоминая о напрасном, грешном, суетном. А изменить что-либо поздно.
Как же нужно ценить, что нам дана великая милость Божия — церковные таинства Покаяния (исповедь) и Евхаристии (причастие). Важно только, чтобы приступали мы к ним с благоговением и покаянным сердцем.
Причащение Святых Таин попаляет грехи. Особенно важно исповедоваться и причащаться в тяжелой болезни, когда человек предчувствует свой уход из жизни. Верующие обычно спрашивают, причащался ли больной перед смертью. Если узнают, что усопший сподобился Святого Причащения, то облегченно произносят: «Слава Тебе, Господи!»
— Владыко, люди нередко задают вопрос: почему так в жизни все несправедливо? Одним Господь дает деньги, богатство, славу, другие нищенствуют, едва сводя концы с концами?
— Любимый ученик Господа Апо-стол Иоанн Богослов обращается к нам в своем послании: «Весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19). Как ни горько это признавать, но за две тысячи лет мир в этом смысле мало изменился. Бедность одних людей по-прежнему соседствует в нем с вопиющей роскошью других.
Богатые люди сегодня порой распоряжаются своим богатством безумно с евангельской точки зрения. Они демонстративно растрачивают его на собственные прихоти и развлечения в то время, когда множество людей рядом испытывают острую нужду в самом необходимом.
И опять же хочется привести предупреждающие слова покаянного канона: «Не надейся, душе моя, на тленное богатство и на неправедное собрание, вся бо сия не веси кому оставиши, но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго».
Жизнь человека, как учит нас Евангелие, не зависит от изобилия его имения. И богатство, и бедность, и всевозможные промежуточные состояния — все это никак не определяет наше духовное, внутреннее.
Богатого человека чаще всего связывают с этим миром множество интересов и удовольствий. Если у него есть возможность порадовать себя вкусной едой, красивой одеждой, шикарным дорогим автомобилем, для него часто меркнет духовная радость — самая главная ценность, которой может владеть нищий, не имеющий ни средств, ни желаний безмерно наслаждаться удовольствиями этого мира.
И оказывается, что две эти радости — плотская и духовная — часто становятся взаимоисключающими.
— Но ведь бывает и такое, Ваше Высокопреосвященство, что, имея богатство, человек не забывает о его Подателе?
— Все блага можно получить только от Бога и только по воле Божией. Важно, как человек распорядится ими.
Среди мужей веры были и богатые люди, такие как Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, Моисей, Есфирь, Соломон, царь Давид. Тем не менее это не мешало им быть верными Господу и служить Ему от всего сердца.
Или можно привести следующий пример. Киевский губернатор Иван Фундуклей, сын миллионера и впоследствии мультимиллионер, был воспитан на хлебе и воде. Отец долгими годами держал его на мелких чиновничьих должностях, прививая сыну аккуратность, трудолюбие и честность. Впоследствии Фундуклей, будучи на высоких постах, удивлял людей удивительным сочетанием опытности в делах, щедрости к нуждающимся и личной неприхотливости. Это был образец человека, использующего богатство как средство мудрого служения обществу.
Проблема, как мы видим, не в богатстве, а в отношении к нему. Господь предупреждает нас: «Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6:9—10).
Так что лучше богатеть в Бога, дорогие мои. Ибо призрачно все в этом мире бушующем и тленно. Если всего у вас достаточно, то делитесь с тем, кто испытывает нужду.
— Но не всегда богоугодными бывают и пожертвования. Даже на храмы и монастыри они могут оказаться бессмысленными для вечной участи состоятельного человека.
— Конечно, если, подобно богачу из евангельской притчи, даритель очерствеет сердцем и просто будет, как бизнесмен, «инвестировать» деньги в свое посмертное будущее. При таком подходе есть огромный риск услышать после смерти нечто подобное фразе из невеселого анекдота про такого богача, стоящего у райских врат: «Вам в ад. А о пожертвованиях не волнуйтесь, деньги вернем».
Господу не нужны ни деньги, ни дары материальные, Он просит одного: «Сыне, даждь Ми сердце твое» (Притч. 23:26). Для Него драгоценно каждое движение нашего сердца к Нему, каждый акт любви и отдачи, каждый поступок, мысль или слово, в которых проявилась любовь. Всякое дело человеческое не по внешнему, но по внутреннему сердца состоянию и намерению судится. Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему, — вот престол.
Если мы подадим даже стакан холодной воды, то уже не потеряем награды своей (см. Мф. 10:42). Если проявим милосердие и любовь, то это будет важнее всех форм благочестия.
Святая Церковь прославляет память праведного Филарета Милостивого (VIII в.). Он был богат. Не было в селении Амнии Пафлагонской области (Малая Азия) человека, обратившегося к нему за помощью и не получившего ее. Он всем помогал. Даже когда Господь испытал его душу набегами врагов, Филарет не пожалел и последнего. Враги разграбили селение, лишили его хозяйства — остались только корова с теленком и два вола.
Люди попросили волов, Филарет их отдал. Узнал, что у ближнего нет коровы, отдал свою вместе с теленком. И остался нищим. Дети его скорбели, говорили:
— Что ж ты все раздал?
— Дорогие мои, — отвечал он, — у меня столько богатства, что вам и на сто лет хватит.
И действительно, его пророческие слова сбылись. В это время византийская императрица Ирина решила женить сына Константина. Стали искать ему достойную невесту, и оказалось, что внучка Филарета Мария пришлась по душе жениху. Она вышла за него замуж и стала царицей.
Так был испытан Филарет и снова стал богатым. До самой смерти он творил всем добро. И когда праведник умер и перешел в потусторонний мир, то одному из родственников было видение, что сидит он на золотом престоле среди святых.
От бездны и вечной смерти спа-сает только вера и дела, которыми мы ее подкрепляем. Вечность мы с вами выбираем себе сегодня. И когда просим: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», будем помнить, что ответом может быть «Помилую», а может быть и «Не помилую». Поэтому нужно не только молиться, но и жить в ожидании этого ответа. Спасение наше должно совершаться, как учит преподобный Амвросий Оптинский, между страхом и надеждой.
— Спаси Господи, Владыко, за содержательную беседу.
С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ беседовал
протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,
г. Новогрудок
26.07.2019