Как нам достичь гармонии внутреннего со внешним
Сегодня много пишут об опасном для человека технологическом порабощении, чисто потребительском отношении к жизни и окружающей среде. Чем же порождена губительная слепота нашего общества, какие духовные изъяны нужно исправить нам в себе, чтобы жить в гармонии? Об этом наша беседа с ректором Минской Духовной Семинарии, архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ.
— Некоторые утверждают, Высокопреосвященнейший Владыко, что глобальные беды человечества, как правило, спровоцированы его потребительским отношением к жизни и окружающей среде. Так ли это, по Вашему мнению, и что побуждает людей действовать во вред себе, какие страсти это порождают?
— Думаю, самолюбие. Оно, как бездонный мешок, вмещает в себя множество негативных составляющих — эгоизм, упрямство, зависть, своеволие, самоуверенность. Ему трудно противостоять, особенно если у человека нет духа жертвенности, которая сродни взаимопониманию и отзывчивости. Но как же много она значит в жизни!
Мне вспоминается такой трогательный рассказ. Однажды четырехлетний малыш увидел, что их старенький сосед, который недавно потерял жену, сидит одиноко в своем дворике и горько плачет. Малыш зашел в его двор, залез к нему на колени и так с ним долго-долго сидел. Когда мама спросила, что же он говорил соседу, мальчик ответил: «Ничего. Я просто помог ему плакать».
Мы часто страдаем оттого, что не видим сострадания, сочувствия у наших ближних. А ведь даже и малое сопереживание способно вершить чудеса. Но если живет в сердце себялюбие, то человек не может поселить в него других, да еще с их бедами и проблемами. Он и сам-то не имеет покоя, душевного мира, ибо внутренне не свободен. Получается, что себя самих мы любим, а других нет. Любовь к себе уничтожает любовь к ближнему, поэтому так и поступаем.
Любящий себя живет не по духу Евангелия. Он не заботится обо всем Божием, не имеет жертвенности, а значит, постепенно теряет свою душу. Если же человек посвящает свою жизнь Богу и становится живой жертвой, тогда Божий огонь приходит в его жизнь, и никакие вражии козни ему не страшны. Жертва хранит нас.
— Значит, Ваше Высокопреосвященство, все-таки можно признать, что наше потребительское отношение к жизни, в основе которого лежит самолюбие, и породило глобальные вызовы XXI века?
— Несомненно. Если взять внешний аспект, то связаны эти вызовы с бездумным, эгоистичным и практически неограниченным потреблением энергии и ресурсов. А глобальное вовлечение в технологическое развитие все новых регионов неизбежно приводит к интенсивному истреблению природных ресурсов. Об этом очень убедительно говорит ученый-физик, член-корреспондент Российской академии наук, директор Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» М.В. Ковальчук.
По его утверждению, все в природе устроено Творцом гармонично и ресурсного дефицита не было многие тысячи лет. Но в последних полтора-два столетия человеком была создана техносфера, которая стала основой цивилизации. И что произошло?
Ученый приводит одну цифру: общее количество кислорода, потребленного всей цивилизацией до нашего времени, составляет 200 млрд тонн. Мы это же количество кислорода истребили за 50 лет. Вот в чем причина кризиса — в противоречии между природой и созданной человеком техносферой.
Поэтому, чтобы выжить, нужно внедрять качественно иные подходы к нашей жизни внутренней, а во внешней — технологии, которые не наносят урона окружающему миру. Нельзя забывать, что мы всего лишь частица мироздания, а в нем строение и сущность происходящих процессов подчиняются существующим канонам природы — Божиим законам.
Здесь я бы в пример привел святого Паисия Афонского. Когда преподобный шел по тропинке и видел сломанное деревце, то сразу же делал шину и перевязывал его. Он никогда не проходил мимо! В тех местах, где он жил, можно было видеть на деревьях множество таких перевязок. Это и есть выражение любви к Божию творению, чего всем нам так не хватает в погоне за сиюминутными благами.
— Легко ли, Владыко, избавиться от своего эгоизма! Так просто его не отбросишь.
— При желании можно, и для этого есть довольно простой способ. Достаточно только всегда помнить правило: то, что желаешь для себя, отдавай другим, не думая о выгоде. Но при этом чем больше ты будешь отдавать, тем больше будешь получать от Господа, потому что Он всегда в изобилии подает творящим добро Свою благодать.
И ко всему следует относиться смиренно: у кого больше смирения, у того богаче духовное содержание. А наше «я» постоянно требует, чтобы его питали гордость, эгоизм, тщеславие. Это все одна и та же страсть, только в разных проявлениях.
— Наверняка сюда можно добавить и зависть, в которой, нужно отметить, неохотно люди исповедуются...
— Зависть сокрыта в глубине сердца у всякого, но остро проступает лишь тогда, когда человек увидит, что кто-то обладает тем, чего он сам хочет, но не имеет. Это такое потаемное, запрятанное чувство, в котором трудно порой даже себе признаться. Но как же оно опасно для души!
Зависть буквально лишает человека духовных сил. Завистливый постоянно пребывает во грехе, потому что не может видеть ближнего в благополучии. Святитель Василий Великий точно подметил: «Как ржавчина изъедает железо, так зависть — душу, в которой живет она».
А преподобный Амвросий Оптинский любил вспоминать притчу о сребролюбце и завистливом человеке:
«Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже — сребролюбец или завистливый, потому что оба не желают другим добра. С этой целью повелел позвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им:
— Просите у меня каждый из вас, что угодно. Только знайте, что второй вдвое получит, что попросит первый.
Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить первым, чтобы потом получить вдвое. Наконец царь сказал завистливому, чтобы он просил сначала. Завистливый, будучи объят недоброжелательством к ближним, говорит царю:
— Государь! Прикажи мне выколоть глаз.
Удивленный царь спросил, для чего он изъявил такое желание. Завистливый отвечал:
— Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть оба глаза».
Вот насколько страсть зависти страшна, душевредна, кроме того, еще и зложелательна. Завистливый готов подвергнуть себя вреду, лишь бы как можно больше навредить ближнему.
Старец пояснял, что все страсти душевредны, но в других страстях человека можно чем-то успокоить, а зависть ничем не утоляется:
«Гордого можно почтить! Тщеславного — похвалить! Сребролюбивому — что-нибудь дать... и т.д. Завистливому же человеку угодить уж никак нельзя. Чем больше ему угождают, тем больше он завидует и мучается».
— И как Вы, Ваше Высокопреосвященство, посоветуете бороться с этим ядовитым недугом?
— Нам, гордым и духовно расслабленным современным людям, бороться с завистью можно только одним способом — безжалостным обличением этой страсти в себе, осознанием ее в себе, честным признанием, что вот здесь я позавидовал. И без всякого самооправдания и саможаления.
В помыслах нужно каяться и удерживать себя от того, чтобы поступать по страсти. Например, если кого-то похвалили, и меня это уязвило, и я стараюсь в разговоре как-то осудить этого человека, прямо или косвенно задеть, насмехаюсь, иронизирую (вариантов тут много) — в этом случае я поступаю по страсти. Если удерживаю свою реакцию — я не грешу завистью делом. Это уже неплохое начало, если, конечно, при этом вы мысленно себя укоряете за гордость.
Необходимо также научиться благодушно терпеть скорби — это, пожалуй, главное, чем мы сегодня спасаемся.
Ведь сколько ни живи, а уходить придется. С чем уходить — вот самая главная проблема, которую нужно решить за отведенный нам Богом жизненный период. Потому давайте ценить каждый подаренный нам день, благодарить за него, очищать душу от грехов и страстей.
И да поможет нам в этом Господь!
С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ
беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,
г. Новогрудок
25.01.2017