Глубина и величие христианского подвига Царственных страстотерпцев
14 июля состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, которое впервые проходило в Екатеринбурге. Не только важные церковные решения принимались на заседании Священного Синода, эти дни были наполнены воспоминаниями о тяжелейшей странице российской истории. О духовной их сути мы беседуем с архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ, ректором Минской Духовной семинарии.
— В нынешнем году мы вспоминаем, Высокопреосвященнейший Владыко, о трагической гибели Царственных страстотерпцев, которые были расстреляны сто лет назад в Екатеринбурге в ночь с 16 на
17 июля. В чем глубина их христианского подвига?
— Царскую семью канонизировали не за то, что они были убиты, но потому, что они приняли муку со смирением, по-христиански, без озлобления. Это была удивительная семья, в которой царили любовь и духовное единство.
Вера заключенных Царской четы и их чад давала им силу и терпение в страданиях. Все они понимали возможность скорой смерти, но, будучи практически в полной изоляции от внешнего мира, окруженные далеко не доброжелательными охранниками, узники Ипатьевского дома проявили удивительное благородство и ясность духа. Даже грубые стражи были удивлены их простотой, поражены душевной красотой пленников.
Убийство Царственных страстотерпцев поражает своей воистину бесовской ненавистью и жестокостью, и иначе, как расправа зла с Богом установленным порядком жизни православного народа, восприниматься не может.
Представьте, какие нужно было иметь веру и мужество, чтобы не воспользоваться предложениями о бегстве за границу, уехать в безопасное место с надежной охраной — а ведь такая возможность предоставлялась неоднократно. Государь не хотел поступать по своей воле и разумению. Еще в 1906 году, во время Кронштадтского мятежа он сказал: «Моя собственная судьба и судьба моей семьи — в руках Господа. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей».
Сила императора Николая II была в вере, смирении, поиске благодатного пути по воле Божией. Известно, что Государь построил множество храмов и монастырей, он, Государыня и их дети регулярно причащались Святых Христовых Таин, а в заключении постоянно молились и по-христиански достойно готовились к своей мученической участи. За три дня до смерти охрана разрешила священнику совершить Божественную Литургию в Ипатьевском доме, за которой все члены Царской семьи причастились.
Новомученики и исповедники Церкви Русской являются нашей надеждой на милость Господню. Это наши предки, наши корни, которые питают нас благодатью Божией. Без молитвенной связи с ними, без сохранения памяти о них и стремления подражать их вере и терпению мы омертвеем духовно.
— Но как же сподобиться такого терпения в страданиях, Владыко? Можно представить себе, как трудно человеку, особенно безвинному, находиться в заточении, да еще при всеобщем поношении.
— Для этого надо быть с Богом. Когда мы молимся и возлагаем на Него упование, тогда Господь дает силу, подсказывает душе, как выйти из трудного положения и, казалось бы, невыносимой ситуации.
Мы все до единого пред Богом великие должники, потому что не живем по Его святой воле, а творим свою, часто грешим, обижаем других, увлекаемся только земными заботами и совсем не вспоминаем о своем назначении на земле, не думаем о Вечности. Но Господь, заметьте, все-таки нас терпит и прощает. А значит, и нам тоже надо прощать тех людей, которые досадили нам, принесли скорбь. Нужно сознавать, что они виноваты перед нами в гораздо меньшей степени, чем мы виновны пред Богом.
Мы порой возмущаемся совершающейся над нами несправедливости, а Господь оценивает все с точки зрения Вечности, земная жизнь которой лишь малая ее часть.
— Но ведь не всегда, Ваше Высокопреосвященство, человек претерпевает скорби, болезни, страдания, трагедии исключительно вследствие своей греховности?
— Безусловно. Мы знаем многих подвижников, которые претерпевали скорби, уже будучи святыми. Следует помнить всегда: весь путь нашей жизни — потрясающее воспитание нас Богом.
В мире действуют мирские законы, и без них ни одно государство обойтись не может. Но не закон, лишенный всех желаний, определяет нашу судьбу, а Тот, Кто является Судией праведным. У этого Судии, в отличие от греческой Фемиды, нет повязки на глазах. Свои решения Он будет сверять не только с тем, что мы в самом деле на¬творили, и не только с бесстрастной буквой закона, но еще и со Своим планом, Своим желанием, Своим Промыслом.
Только Господь Бог Сердцеведец может брать к рассмотрению все обстоятельства содеянного преступления, только Ему Одному ведомы все истинные намерения и побуждения согрешившего. Следовательно, только Его суд может быть безошибочным и непогрешимым, где ни на йоту, ни на черту Господь не отступит от принципов Небесного Правосудия. «Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2 Тим. 2:13).
— Часто, Владыко, люди страдают от клеветы ближнего, которую порождает зависть. В наше время это, наверное, один из наиболее ярко проявляемых пороков?
— Зависть и злобу в сердцах рождает гордость. Отсюда возникает желание унизить, обвинить, досадить, оклеветать.
О святителе Иоанне Златоусте, светильнике миру, учителе Вселенной, столпе и утверждении Церкви, известно, что злые клирики из зависти стали распространять о нем худую молву. Они хулили того, который достоин был одних похвал.
Архиепископ Иоанн знал о клевете. Но как он к ней относился? Не обращал на нее никакого внимания, предоставив суд Богу. И что же получилось? Чем больше хулили Иоанна Златоуста его недоброжелатели, тем более разрасталась добрая слава о нем. До клеветы святителя почитали лишь в своем Отечестве, а после злых наговоров он прославился и в дальних странах, да так прославился, что многие люди приходили в Царьград, чтобы увидеть его и услышать его высокое учение.
За терпение клеветы многие святые отцы обещают награду. «Не следует добиваться человеческой правды. Ищи только правды Божией», — учит преподобный Оптинский старец Никон, исповедник (|1931). Главное, что-бы Бог в совести не обличал.
Молча терпеть напраслины, конечно же, достойнее всего и благороднее. Этим путем — терпения, смирения и любви — шел и Господь наш Иисус Христос, и все святые Угодники Божии.
— Испытания каждому человеку Господь посылает в той мере, в какой он может понести. И если бы не было страдания, человек, наверное, легко мог бы обмануться в жизни?
— Да, внешнее благополучие, сытая и спокойная, обеспеченная жизнь, которую можно вполне принять за искомое вожделенное счастье, порабощает человека. И чтобы спасти самое драгоценное, что есть в мире, — душу, приходит страдание, которое недаром в народе называют «посещением Божиим».
Страдание разбивает в пух и прах наши мещанские земные расчеты, иллюзии счастья. Но чтобы оно стало очистительным, надо понять и принять его, относясь к нему с духовной мудростью. Мы должны видеть только свои грехи, каяться в них и терпеть любые скорби безропотно, взирая на Крест Христов.
Видя же страдания других людей, мы не можем судить, за что и почему они страдают. Господь ждет от нас не обличения, а милости и посильной помощи оказавшимся в скорбных обстоятельствах: в нужде, болезни, заключении (см. Мф. 25:35—40).
В этой жизни Господь каждого человека по Ему Одному ведомому Промыслу готовит к переходу в Вечность. Мы же должны учиться прощать и проявлять милость, потому что каждый из нас нуждается и в милости, и в прощении.
— Пример такого великодушия и явили Царственные страстотерпцы, великая княгиня Елисавета Феодоровна...
— ...они соблюли Божию заповедь: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк. 6:27—28). И нам с вами нужно молиться Господу, потому что очень много может молитва. Господь научит молящегося, как любить и прощать тех, у кого не хватило любви к тебе. Он даст необходимую для этого силу и не менее необходимую мудрость. Потому что Господь — Хозяин Вселенной, главный Законодатель жизни. Рядом с Ним невозможное становится возможным, нестерпимая боль претворяется в радость, все противоречия снимаются, все преграды рушатся.
В конечном счете нужно понять, что каждый день нашей жизни Господь несет нас на руках, Он безмерно любит нас. И счастлив тот человек, жизнь которого и в радости, и в горе станет гимном, хвалебным славословием Богу — нашему любящему Отцу. Молитвенная хвала наша есть сладчайшая жертва Господу.
— Спаси Господи, Владыко, за содержательную беседу.
С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ
беседовал протоиерей Вадим Кузьмич,
г. Новогрудок
26.07.2018