Беседы с архипастырем

Двойные стандарты в современной мировой политике и геополитике ведут к катастрофе расчеловечивания

Двойные стандарты в современной мировой политике и геополитике в XXI веке, похоже, достигают своего апогея. В ноябре весь мир наблюдал, как тысячи мигрантов на белорусско-польской границе, пытаясь попасть в Европу, встретили далеко не христианский прием. Польские силовики «приветствовали» их водометами, слезоточивым газом, светошумовыми гранатами. Без жалости. Без сочувствия. Без сострадания. А ведь среди несчастных мигрантов — беременные женщины, много маленьких детей... Политики назвали это гуманитарной катастрофой. Только вот подходит здесь больше иное выражение — катастрофа расчеловечивания. Когда попираются заповеди Божии, то принцип жизни по Т. Гоббсу «человек человеку — волк» — фатальная неизбежность. О сложившейся ситуации и том, как не переступить черту и сохранить в себе образ Божий, мы беседуем с архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ, наместником Свято-Успенской Жировичской обители.

— Ваше Высокопреосвященство, почему люди покидают свою родину, свой дом и так стремятся попасть в Европу?

— Политика западных государств, которые пытались навязать жителям Ближнего Востока и Северной Африки демократию и «лучшую жизнь» через бомбежку этих стран, дает свои результаты.

    Ирак был богатой и развитой, одной из самых благополучных стран Ближнего Востока, пока международная коалиция во главе с США не начала там насаждать свои «ценности». Символический уход США из Ирака в 2011 году состоялся, но проблемы в стране из-за религиозных и этнических противоречий остались.

    Вот люди и бегут от них в Европу, надеясь на лучшую жизнь для своих детей. И ведь не только из Ирака.

    Так, 20 лет насаждали американцы «демократию» в Афганистане, а когда надоело — стремительно покинули, оставив на растерзание население.

    Разбомбили Сирию — страну, древнейшие остатки архитектуры которой датируются учеными еще X—VII тысячелетиями до нашей эры. А «цветные революции» в Ираке, Ливии, Венесуэле? Стоит ли удивляться, что люди, устав годами жить под бомбежками, ищут лучшей жизни?

    Конечно, те, кто пытались с оружием в руках насильно привить свои «демократические ценности» людям с совершенно другими этносом, национальной культурой и традициями, всегда найдут себе оправдание.

    И бороться с этим бесполезно, это можно лечить только страхом Божиим. А если его нет, если он утерян, то ожесточаются и каменеют сердца, умножается зло и происходит процесс расчеловечивания.

— Возможно ли остановить этот процесс, Владыко, и почему так катастрофически быстро приумножается зло?

— Преподобный Паисий Святогорец открывает нам его причины: «Все зло в мире происходит от того, что нет Божественного просвещения. Когда Божественного просвещения нет, человек находится во мраке.

    Тогда один говорит: “Пойдем сюда”, другой говорит: “Нет, я хорошо знаю, лучше сюда пойдем”, третий: “Туда”, четвертый: “Сюда”. Каждый думает, что правильно идти туда, куда считает он.

    Иными словами, все хотят добра, но находятся в помутнении и не могут прийти ко взаимопониманию. Если бы помутнения не было, то они бы не ругались: ясно видели бы, какой путь лучше, и вместе шли бы к нему...»

    Чтобы жизнь людей преобразилась, нужно в каждом человеке видеть Христа.

    Невозможно победить жестокосердие ответной жестокостью. Оно преодолевается только милосердием и любовью. Христос победил мир не потому, что наказал его, а потому, что простил его на Кресте. Милосердием и любовью Он привлек к Себе сердца человеческие.

    К сожалению, совсем противоположное отношение к ближним мы увидели на белорусско-польской границе со стороны поляков.

    Люди ведь бегут в Европу, потому что их туда приглашали. Но это приглашение оказалось не чем иным, как фальшивым билетом.

    Всякая ложь непременно обнаруживает себя — нет ничего тайного, что не стало бы явным. Господь осуждает лицемерие как грех. В классическом греческом языке оно является театральным термином и означает «играть» или «делать вид».

    К несчастью, на лжи и лицемерии сегодня мировые державы пытаются выстраивать отношения, и как результат процесс расчеловечивания набирает все большие обороты. Это характерный признак современного этапа мировой истории.

    «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12:25) — это свидетельство слова Божия справедливо к любой человеческой общности: будь то государство, трудовой коллектив, семья или душа отдельного человека.

    Двоедушие опасно тем, что разрушает внутреннюю целостность, ослабляет внутренние силы, а значит, соделывает слабым и уязвимым.

    Жизнь лицемера не может быть жизнью по Богу, ею всегда управляет злое начало. Ведь подумайте сами: быть человеком — значит быть сострадательным, жалеть тех, кто слабее тебя. А жестокость — это некий признак господства темной силы в людях.

    Каждая ложь, каждое лживое и лицемерное слово не исчезает в воздухе, как нам кажется, бесследно. Они сохраняются, превращаются в разрушительную силу и энергию, которые потом проявляются на земле в виде разного рода природных катаклизмов, аварий, несчастий.

    Ожесточенное сердце закрыто для молитвы, добрых чувств и поступков, но отверсто всем греховным ветрам.

— У каждого человека, Ваше Высокопреосвященство, есть удивительное свойство, которое позволяет безошибочно определять нравственное содержание наших действий. Это — совесть. Почему она перестает работать?

— Преподобный авва Дорофей называет совесть Божественным светом в душе: «Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон». Поэтому действие нашей совести с достаточным основанием можно считать действием Бога.

    Вот посмотрите: под теплыми солнечными лучами разные вещества ведут себя по-разному. Воск, например, размягчается, становится податливым в руках, меняется. Глина же, наоборот, твердеет, становясь жесткой и нечувствительной к пальцам гончара или скульптора.

    Так и сердце человека: при встрече с Богом оно может либо размягчиться, подобно воску, либо окаменеть, подобно глине. И каждый сам решает, чему уподобить сердце свое — глине или воску. В этом и заключается дар свободы, дарованный Богом людям.

    Есть такая притча. После того как Бог создал мир, человек сразу же шагнул за пределы дозволенного. Это обстоятельство очень обеспокоило Творца Вселенной.

    Он созвал Архангелов на совет и сказал: «Возможно, Я совершил ошибку, создав человека, теперь Мне не будет покоя. Люди будут преступать дозволенное, а потом бесконечно жаловаться на свою несчастную жизнь. Куда бы Мне спрятаться от них?»

    Архангелы долго думали. Один из них посоветовал Богу спрятаться на вершине Эвереста. Но Господь сказал: «Пока тебе не известно, но очень скоро люди доберутся и туда». Другой Архангел предложил: «Спрячься на дне океана». Бог только вздохнул. Было еще множество разных предложений, но Создатель всех их отверг.

    Наконец, один из Архангелов сказал: «Спрячься в сердце человека, там Тебя никто не будет беспокоить, а найти сможет лишь человек с открытым сердцем». Это предложение понравилось Богу. Он так и поступил.

    Святые отцы, которые жили вдали от мира и много упражнялись в молитве, описывали любовь к Богу как чувство теплоты в сердце, слезы на глазах, ощущения, не поддающиеся описанию. Чистое сердце человека способно видеть Бога.

    Потому и молимся мы каждый день: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50:12).

    Нужно спешить принести Господу покаяние, исправить свою жизнь, а то ведь можно и не успеть!

— Но мы, Владыко, глубоко погрузились в плен материального. Эгоизм, жадность, жажда наживы, власть денег и страсть к ним настолько возобладали над людьми, что уже не так-то и просто изменить свою жизнь...

— «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24). Эти евангельские слова незыблемы. Кто угождает своей плоти, тот нерадит об угождении Богу, спасении души своей и добродетельной жизни.

    То, что Господь упоминает маммону в одной строке с Богом, говорит нам о той огромной власти, которую дух жадности и сребролюбия имеет над людьми. Мы часто этого даже не замечаем, как не замечаем и тех соблазнительных уловок, через которые мифический образ, символизирующий богатство и деньги, приобретенные, как правило, неправедным путем, захватывает сознание людей, а потом разрушает их жизни.

    Сегодняшний мир погряз в поклонении золотому тельцу: все ради денег и во имя денег. Как же важно сменить эту формулу на иную — «Кирие элейсон!» (с греческого «Господи, помилуй!»). По словам праведного Иоанна Кронштадтского, эта молитва «бьет в нашу гордость и вызывает в размышляющих чувство смирения, которое есть основание христианских добродетелей».

    В «Господи, помилуй!» помещается вся жизнь человека. Преподобный Амвросий Оптинский рассказывал такую показательную историю.

    У одного набожного человека, который имел обыкновение читать Иисусову молитву, был скворец в клетке.

    Птица постоянно слышала слова, которые повторял хозяин: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» Но вот однажды этот человек забыл закрыть клетку, скворец вылетел из нее в открытую форточку на улицу.

    Ястреб, заметив птичку, спикировал на нее, выпустив когти. А скворец с перепугу сказал: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» И тут случилось чудо: ястреб тут же сменил направление и улетел...

    Даже неосознанно прозвучавшие слова спасли жизнь птице. А теперь подумайте, какую же силу имеет эта древнейшая молитва, ограждающая нас от зла, очищающая сердце!

    Идет Рождественский пост — самое время вспомнить всем нам об этом, исповедать свои грехи, избавиться от груза внутренней нечистоты. Только так мы можем снискать милость Божию к нам, грешным, остановить процесс расчеловечивания и отдалить время завершения человеческой истории.

— Спаси, Господи, Владыко, за содержательную, искреннюю беседу.

 

С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок

24.11.2021