«Цивилизованный выбор Украины»: на пути к европейским «ценностям»
Сегодня человечество словно повисло над пропастью. Войны, беззакония, попрание Божиих Заповедей, оскудение веры и все более настойчиво культивируемые пороки будто испытывают долготерпение Божие. Даже когда-то сильная верой Украина полыхает в огне, и войне не видно конца. Что с нами происходит? Об этом мы беседуем с ректором Минских Духовных Академии и Семинарии архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ.
— Ваше Высокопреосвященство, все мы молимся о братском украинском народе. А как это нелегкое время переживает Православная Церковь на Украине?
— Украинская Православная Церковь вместе с народом переживает все ужасы гражданской войны. Она молится о вразумлении воюющих и всех призывает к миру. За время боевых действий на востоке Украины Церковь потеряла ряд священнослужителей, разрушены многие монастыри, а уцелевшие переполнены беженцами.
Печально, что чада Церкви присутствуют по обе стороны конфликта. Православные христиане — и воюющие, и мирные жители — гибнут под пулями и снарядами, умирают от ран, полученных в боях, при артиллерийских обстрелах и бомбардировках. Все тяжко страдают от отсутствия воды, лекарств, голода и холода. Еще недавно такое даже представить было невозможно!
— Ваше Высокопреосвященство, украинское общество раскололось, мнения людей разделились: одни поддерживают Национальную гвардию, другие — ополченцев. Чем может закончиться эта трагедия?
— Еще древние говорили, что в гражданской войне нет победителей и проигравших, каждый остается побежденным. Без сомнения, это так, потому что военными средствами никогда не добиться мира.
И самое трагичное, на мой взгляд, в том, что у каждой из сторон этого страшного противостояния своя правда, своя истина, свой взгляд на реальность. Все словно погрузились в кошмарный сон: рвутся снаряды, гибнут люди. Зло, как говорил царь Петр I, тихо летать не может...
Но, с другой стороны, разве все это удивительно, если учесть, как мы «заботимся» о своем духовном здоровье?
Ведь посмотрите, какое отношение с раннего детства воспитывается к самым страшным смертным грехам! Не только дети постарше, но и двух- и трехлетние малыши сидят с планшетами и играют в «стрелялки». Едва научившись разговаривать, они уже учатся убивать. Таким образом к тяжелейшему злу привыкает еще неустойчивое сознание, а затем приобретенные «навыки» переносятся в реальную плоскость.
Но ведь кто-то же заинтересован в том, чтобы насаждать это зло! Хотя всем прекрасно известно, чем чреваты современные компьютерные игры. Это далеко не безобидное развлечение и тем более не средство для развития логики и ума, а ломающее психику погружение в мир жестокости, насилия, убийств.
К большому сожалению, наши дети проводят за компьютером практически все свободное время: за ним едят и учат уроки, засиживаются до глубокой ночи, раздражаются, если кто-то отвлекает их.
Как результат они получают особую психическую зависимость, да еще и тягу к агрессии.
— Очевидно, именно потому новоизбранный блаженнейший Онуфрий, митрополит Киевский и всея Украины, главной задачей своего служения и назвал поднятие духовного уровня общества?
— Да, Владыка Онуфрий объявил, что для преодоления конфликта на Украине нужно прежде всего каждому начать с заботы о личном благочестии, с очищения каждым своего сердца.
Но это совсем не простая задача — очищение своего сердца. Ведь пороки мы более склонны видеть не в себе, а в ближних, и озабочены чаще бываем чужими грехами, нежели своими. Хотя всем известна простая истина: что человек в ближнем видит, то внутри себя и имеет.
Со злом, которое внутри нас есть, нужно бороться неустанно. Но что такое зло, знает только тот, кто имеет опыт покаяния.
Покаяться — значит распять свой грех перед Господом. Глинские старцы учили каяться сразу, как только согрешил. Если есть кому сказать — хорошо, а если нет — проси прощения у Бога: «Господи, помилуй мя, падшего».
Благодать и мирное настроение нисходят на душу, если мольба шла из глубины ее и была искренней. Но нужно помнить, что обратиться к Богу с надеждой, призвать Его на помощь — этого еще недостаточно, ибо многое в нашей жизни зависит от нас самих.
— Дмитрий, герой романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», в своей исповеди высказывает библейскую мысль: сердце —поле духовной битвы, где диавол с Богом борется. А значит, чтобы мир стал лучше, нужно прежде всего победить зло в себе?
— Именно этому и учат нас святые отцы. Сердце есть то таинственное место, в котором происходит встреча человека с Богом — божественным Логосом. Тайна сердца в том и состоит, что оно может быть источником доброй или злой воли.
Согласно Священному Писанию, есть сердце лукавое, сердце суетное, сердце неразделенное, даже звериное. Из глубин сердца человеческого исходит не только любовь, но и злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства. Поэтому мы молимся, обращаясь к Богу: «сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (50-й псалом).
На земле, как верно отметил философ Иван Ильин, есть только одно истинное счастье — блаженство любящего и поющего сердца, ибо оно уже прижизненно врастает в духовную субстанцию мира и участвует в Царствии Божием. Но сейчас наступило время, я бы сказал, бессердечия. Жертвенность, сердечность и любовь почти изгнаны из современной жизни.
Диавол возбуждает в людях ссоры, зависть, ненависть. Все его приемы служат одной цели — отвратить сердце человека от возможности узнать об истинном Боге, Творце.
Диавол, предводитель духов злобы, предчувствуя близкий конец, всю свою рать поднимает на ускользающих из-под его влияния людей. Он сеет злобу, предела которой, дай Бог, чтоб нам никогда не увидеть. И эта злоба всячески ищет себе выражение.
— К сожалению, Владыко, мир все больше отходит от жизни духовной. Сегодня Европа диктует всем свои «ценности» и открыто — идет против Бога. Отказ от понятия биологического пола, усыновление детей однополыми парами — эти «новации» уже можно назвать визитной карточкой Европы. Каким же путем дальше пойдет человечество? — Мы живем в эпоху войны культур и ценностей. Есть революции и войны политические — с боевыми действиями. А есть культурные — спокойные и незаметные, но цепко захватывающие умы людей. Именно к такому виду и относится происходящая в мире «гендерная революция». Ценность любой цивилизации заключается в том, чтобы принести духовную пользу человечеству. И перед каждой цивилизацией стоит вопрос, способна ли она в мыслях, чувствах, словах и делах человечества отражать ту единственную непреходящую правду, которая имеет значение в Вечности. Можно с большой долей уверенности сказать, что европейская цивилизация XXI века не отвечает этим требованиям. Сегодня Европу захлестнула вседозволенность разврата. Но ведь зло стоять на месте не может. Если не каяться и не отвращаться от него, оно будет быстро поглощать людей и захватывать все новые позиции. Обратите внимание: вскоре после того, как в Европе стали активно принимать законы об однополых «браках» и усыновлении детей извращенцами, там же начала активно обсуждаться легализация... инцеста. Дожили! Теперь уже европейской нормой открыто признается интим между отцом и дочерью, матерью и сыном, братом и сестрой и другими родственниками, включая кровных. Вряд ли до этого доходило даже в Содоме и Гоморре. В первую очередь «позаботились» о детях: в программу начальных школ вводится специальный предмет «инцест» — об этом еще год назад заявила по общенациональному ТВ министр детей и гендерного равноправия Норвегии Инга Марте Тхурдкильдсен. А за основу предмета взята программа, уже прошедшая апробацию в одной из школ провинции Вестфолла.Тех же, кто против, предполагается наказывать с помощью государственных принудительных мер. Таким образом, легализованы греховные отношения. Легализованы людьми, которые называют себя «новое гендерное сообщество». А европейские политики, нимало не смущаясь, инцест публично представляют как «европейскую гендерную норму». — Ваше Высокопреосвященство, известно, что грех заразителен. Не может ли эта мерзость перекинуться и на нас? — Обязательно перекинется, если мы будем равнодушны к духовной жизни, забудем о Боге и о Его Законах. А Законы эти нужно непременно выполнять, потому что они не менее важны для нас, чем законы материального мира. Господь предупреждает и даже просит, умоляет нас: не вредите себе, не грешите, не убивайте, не завидуйте, не воруйте, не лукавьте, не клевещите! Вы же себе делаете хуже, потому что каждый грех несет в себе наказание: страдания, скорби, беды и потрясения. Но многие об этом даже не думают. Преподобный Антоний Великий говорит: «Бог благ и бесстрастен и неизменен... Он о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним». Жить нужно не так, как вздумается, а как учит нас Создатель и Отец наш. Так давайте же стремиться к жизни богоугодной, стараться душу очищать покаянием. Несомненно, это требует большого духовного труда. Но если учесть, что впереди нас ждет жизнь вечная, то ради нее стоит потрудиться. С архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ, г. Новогрудок |
27.08.2014