Беседы с архипастырем

Биометрические паспорта со встроенным чипом -- приближение апокалипсиса? О "пророчествах" отрока славы Крашенинникова

В конце января председатель Конституционного суда Республики Беларусь Петр Миклашевич заявил о введении в скором времени биометрических паспортов со специальным встроенным чипом. В нем будут содержаться основные сведения о владельце, данные о сетчатке, цвете глаз и волос, росте и отпечатки пальцев.Подобные сообщения будоражат людей, среди верующих нагнетаются страсти, уже начали распространяться листки апокалиптического содержания.Каково мнение Православной Церкви по данному вопросу? Об этом наша беседа с Высокопреосвященнейшим ГУРИЕМ, архиепископом Новогрудским и Лидским, управляющим делами Белорусского Экзархата.

—    Хоть мы, Ваше Высокопреосвященство, и говорили об этом не раз, но неизвестно отношение Церкви к подобным нововведениям...

—    Официального заявления по этому поводу действительно не было, и на заседании Святого Синода такой вопрос не рассматривался. А вообще Священный Кинот Святой Горы Афон, соборный орган управления всех святогорских монастырей, брать такие паспорта верующим не рекомендует. Всесторонняя регистрация создает возможность политического, экономического, религиозного, нравственного, биологического, психосоматического воздействия на личность, ее блокады и, если хотите, уничтожения как таковой. Об этом предупреждал нас настоятель Ватопедского монастыря Святой Горы Афон схиархимандрит Ефрем, посетивший Беларусь в ноябре 2011 года. Отвечая на вопросы о биопаспортах и электронных картах, он подчеркнул: их не следует принимать именно потому, что попирается свобода личности, данная Богом. Иными словами, внедрение электронной системы информации преобразует человека в число, нарушая свободу, а это недопустимо. Информацию о себе не будет знать даже сам владелец документа, ибо невооруженным глазом ее нельзя увидеть. Творение Божие, созданное по Его образу и подобию, одаренное свободой, превратится в нечто противоположное — робота, во всем зависящего от чьих-то решений. Таково мнение Греческой Православной Церкви, монахов Святой Горы.
А разве может быть более авторитетное мнение для православного человека?

—    Высокопреосвященнейший Владыко, верующие люди чрезвычайно обеспокоены предполагаемыми нововведениями. Они считают, что таким образом неотвратимо приближается время, когда будет ставиться антихристова печать...

—    Понятие антихристовой печати, мне кажется, нужно осмысливать шире. Оптинский старец преподобный Амвросий писал: «Те, которые из-за светских приличий стыдятся ограждать себя крестным знамением перед вкушением пищи и в других заповеданных случаях, уже в наше время принимают на себя печать антихриста, ибо, неогражденные силой креста и молитвы, они делаются игралищем и посмешищем для врагов». Безусловно, апокалиптические процессы не приближались бы так быстро, если бы люди повернулись к Богу, храму, Святым Таинствам, делам добра и любви.

—    Господь учил дела добра делать втайне, и некоторых наших священнослужителей смущает, Владыко, что в материалах, которые размещаются на епархиальном сайте, приходится открыто говорить о доброделании. Как тут быть?

—    В октябре 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на встрече с участниками IV Международного фестиваля православных средств массовой информации «Вера и слово» именно на этот вопрос дал исчерпывающий ответ: «Если мы не будем говорить людям о важных делах, которые совершает Церковь, значит, не будет примера, не будет информации, не будет понимания того, какую важную роль сегодня играет Церковь в общественной жизни... Я думаю, что эта информация должна помогать людям, чтобы, отталкиваясь от добрых примеров, пытаться в жизни своей повторить то, что делают другие и о чем можно узнать из средств массовой информации». И, потом, в нашей епархии священнослужители представляют на епархиальный сайт всего две-три информации в месяц — это три дня их работы. А остальные двадцать семь дней можно творить добро и втайне, уже не смущаясь. Только вот чаще поднимают этот вопрос те, кому следовало бы усилия в области доброделания приумножить.

—    И, действительно, Ваше Высокопреосвященство, так не хватает нам сегодня и добрых дел, и положительных эмоций. Стоит почитать газеты, посмотреть теле или интернет-новости, как возникает чувство безысходности.

—    Это не случайно. Кем-то очень умело и целенаправленно провоцируется паника. Людей пугают то вулканами, которые якобы вот-вот начнут извергаться, то кометой, что непременно столкнется с Землей, то прочими катаклизмами, готовыми обрушиться на человечество с небывалой силой. А все для того, чтобы посеять в душах людей страх, неуверенность в завтрашнем дне. И на многих это действует весьма угнетающе, психика не выдерживает. Но нас святые отцы предупреждают: всякое смущение от диавола. Конечно, любому здравомыслящему человеку видно, что мир катится в бездну, а потому люди в большинстве своем, буквально теряя рассудок, спешат побольше успеть. «Ешь, пей и веселись, все равно завтра конец!» — вот их лозунг. Задача же Церкви — призывать людей к покаянию, а каждому священнослужителю нужно вести их к Истине, будить сердца на добро.

—    О конце света ныне распространяется множество листков с разными «пророчествами». Например, отрока Славы Крашенинникова из г. Чебаркуль Челябинской епархии, умершего в 1993 году. Наши прихожане интересуются: как к ним относиться?

—    Православная Церковь всегда с большой осторожностью относилась к подобного рода явлениям. Нельзя забывать предупреждение Спасителя о последних временах и о появлении лжехристов и лжепророков, призванных «прельстить, если возможно, и избранных» (Мф., 24: 24).

—    То есть, Владыко, это вполне можно назвать обольщением?

—    Отрок сей наверняка был подвержен демоническим откровениям. «Этот змий, несмотря на всю свою несомненную талантливость и обширную практику в течение 7419 лет, очень часто, можно даже сказать постоянно повторяется», — писал в свое время священномученик Иларион (Троицкий). Таких примеров в истории Церкви очень много, когда будто бы «Сам Бог» устами такого «избранного» человека глаголет, а его речами увлекаются многие другие, как правило, поверхностные христиане, не знающие глубоко своей веры. Даже то малое количество людей, которые стараются жить по- христиански, читать Евангелие, каяться в своих прегрешениях и ошибках, этот исконный враг рода человеческого старается обольстить, погубить, чтобы они не о покаянии думали, не о жизни вечной, а, забыв об Отце Небесном, искали чудес и жили в плену вымыслов, ажиотажных новостей и поисках необычного. Нам всем катастрофически не хватает упования на всевидящего и милостивого Бога.

—    Организована, Владыко, целая кампания по прославлению этого мальчика, и главный инициатор — его мама. Создается некий непонятный культ, основанный на смеси ересей и суеверий и навязываемый людям.

—    Хотя, мягко говоря, отношение к Церкви у этой мамы очень своеобразное. По ее признанию, она долго не решалась крестить сына, в частности потому, что ей не нравились новые храмы и молодые священники — она их называет «ненастоящими». Вячеслав был крещен в пять с половиной лет в «настоящей» (в ее понимании) церкви. Как говорится, без комментариев. В детстве этот ребенок якобы перенес травму головы и стал слышать «голоса». Православная традиция однозначно остерегает от легкомысленного восприятия такого рода феноменов, в известных случаях квалифицируя их даже как бесоодержимость. Сами же «пророчества» мальчика полны противоречий и часто далеки от православных представлений. В своих высказываниях он едва ли не олицетворяет себя со Христом, а это уже кощунственно.
По заключению экспертной комиссии Русской Православной Церкви деятельность псевдоправославной, апокалиптической группы Крашенинниковой—Емельяновой провоцирует религиозно немотивированное гражданское неповиновение и раскол среди православных верующих, представляет серьезную угрозу общественной стабильности и душевному здоровью людей.

—    А что касается душевного здоровья, Ваше Высокопреосвященство, сегодня всеобщая болезнь — безразличие к жизни и спасению души. Большинство людей не интересует их внутренний мир, они заняты только внешним.

—    Так оно и есть. Своим все ускоряющимся ритмом жизнь, особенно в больших городах, напоминает андронный коллайдер, стремящийся со страшной скоростью в пропасть. Очень печально, что души многих наших современников не отягощены ни высокой моралью, ни духовными принципами. Все сводится лишь к примитивному удовлетворению насущных потребностей. Зараженный безразличием, человек не способен молиться со всей глубиной, от всего сердца. Современный беспечный дух отучает любить, жертвовать собой и призывает полностью отказаться от каких-либо страданий, то есть от несения креста своего, предлагая искать лишь то, что может дать выгоду и усладу. Хочу закончить беседу словами Господа, обращенными ко всем верным рабам Своим: «Бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лк. 21:36). Потрудимся же каждый умножить свою веру и с помощью Божией укрепить душу. Тогда Господь призрит на наши старания и помилует нас. Спаси всех, Господи!

 

С архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ

беседовал иерей Вадим Кузьмич,

г. Новогрудок

11.03.2012