Беседы с архипастырем

«70 лет Великой Победы»: помнить прошлое, чтобы иметь будущее

… Когда в 1941 году вооруженная до зубов гитлеровская армия напала на нашу Родину, силы оказались неравными. Помощи ждать было неоткуда, надежда оставалась только на чудо. Стали открываться храмы, власти разрешили людям молиться и просить помощи Божией. За победу сражался и молился весь народ, потому Господь и был на нашей стороне. Об этом наша беседа с ректором Минской Духовной Семинарии архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ.

—  Огромной оказалась для нас цена той Победы. Нет семьи, которой не коснулась бы чер­ным крылом Великая Отече­ственная. Наверняка, Высокопреосвященнейший Владыко, и Ваши родные испытали ее го­речь?

—  Да, по материнской линии про­пал без вести на фронте мой дядя Василий. А по отцовской линии тетя Антонина помогала партиза­нам: ходила на железнодорожную станцию Боровуха-1 под Полоцком и собирала для них сведения — счи­тала, сколько там каких вагонов, чем гружены.

     Дедушка мой Григорий тоже был связан с партизанами: работал он на мельнице и понемногу собирал муку, передавал в партизанский отряд. Потом его заподозрили нем­цы, бросили в тюрьму вместе с сы­ном, моим отцом.

     Отец же, когда началась война, был помощником машиниста па­ровоза. Как он рассказывал, очень трудная это была работа: в начале войны шла эвакуация, вы­возили то материальные ценно­сти, то людей. Сутками не спали, и все время приходилось работать — забрасывать в топку дрова, уголь. Немцы их поезд разбом­били, пришлось возвращаться до­мой, в деревню.

     Сначала отца забрали с дедушкой в тюрьму, потом увезли в плен. Ему было всего девятнадцать... В лаге­рях Германии и Норвегии он нахо­дился до конца войны.

     Вообще в нашей республике нет семьи, которую не затронула война, и очень мало таких, в которых не погиб кто-то из близких.

—  Хоть и дорого далась нам та Победа, но зато она была вои­стину великой: наш народ не просто победил фашизм, а со­крушил сатанинскую идеологию. Захватчики ненавидели христи­анство и не учли того, что, не­смотря на репрессии в стране, безбожную политику, люди все же сохранили веру. А потому и была явлена Божия помощь.

—  Да, и это поразительно! В тя­желейшей обстановке репрессий в 1936 году была проведена перепись населения. И она показала, что треть городского населения страны и две трети сельского, невзирая на все гонения, заявили себя хри­стианами. Уничтожали Церковь, священнослужителей, просто ве­рующих людей, а оказалось, что вера жива!

     Когда началась война, все по­вернулись к Богу. И власти под­держали это. Открывались храмы, молился весь народ. За Родину воевали наши деды и прадеды, шли в бой, призывая помощь Бо­жию, и побеждали. Пусть не все крестились, читали молитвы, но в сердцах наших славных предков жила вера, потому Господь и был на нашей стороне.

     Помнится, в 1990-е годы в канун Дня Победы в Слониме проходила встреча ветеранов войны. Это было уже время гласности, и руководи­тели райисполкома привезли своих гостей к нам в Жировичский мона­стырь на экскурсию.

     После экскурсии все были при­глашены к чаепитию. И тут без всяких предисловий ветераны один за другим стали подниматься и рас­сказывать, как на войне спасала их вера в Бога. Говорили искренно, сильно волнуясь, будто вновь пе­реживая те события. Чувствова­лось, что у них это большая по­требность души была — засвиде­тельствовать здесь, в святом месте Божием, свою веру.

     Кого-то материнское благосло­вение хранило на войне, кто-то крестик носил на шее, кто-то за­шитый в пояс 90-й псалом — и все чувствовали защиту и помощь Бо­жию. Тех, кто матерился, бого­хульничал, шальная пуля находила быстро. А те, кто по-христиански вел себя на войне, — выжили.

—  Одолеть такого мощного врага было бы невозможно без особого покровительства Божия. И разве не символично, Ваше Вы­сокопреосвященство, что Вто­рая мировая война завершилась в день святого Георгия Победо­носца?

—  Без сомнения, это промысел Божий. 6 мая 1945 года закончились фактически все военные операции, Германия объявила капитуляцию. 

     Многие специалисты военного дела говорили, что враг был на­столько хорошо организован, воо­ружен и превосходил нас по всем возможностям, что наша победа не может восприниматься иначе, как чудо. И День Победы не случайно совпал с праздником Георгия По­бедоносца, с копьем в руке по­беждающего змея.

     Сегодня тоже, несмотря на из­менения политической конъюнкту­ры и границ, народная память по-прежнему крепка. Именно поэтому во всех странах бывшего СССР День Победы считается одним из главных государственных праздников.

     Нужно отдать должное и жителям Германии и Австрии: там к могилам советских солдат относятся с ува­жением.

     В Берлине в Трептов-парке, где похоронены тысячи советских сол­дат и офицеров, установлен брон­зовый монумент: солдат-освободи­тель держит в левой руке малень­кую девочку, а в правой — меч, раз­рубивший фашистскую свастику.

     Факт спасения раненым солдатом Николаем Масаловым немецкой де­вочки не подвергался сомнению никем. Но когда решили узнать имя ребенка, выяснилось, что толь­ко в Берлине подобных случаев за­фиксировано несколько тысяч. Все­го в Германии в боях с фашистами погиб 101 961 советский солдат.

     Один из самых ухоженных мону­ментов советскому солдату нахо­дится в Вене. Появился он в 1945 году, и до сих пор бронзовые бук­вы на нем каждое утро начищают до блеска.

   «Русские имели все основания прийти к нам как мстители, но они пришли как друзья», — писали венские газеты. При освобожде­нии Австрии сложили головы 26 006 советских солдат.

     Это самое дорогое и священное — когда память о людях, чьи дела и творения умножали славу Отече­ства и возвышали народ, не забыта и живет в потомках.

—  В годы Великой Отече­ственной приходилось сражать­ся с врагом, вооруженным но­вейшей военной техникой. Се­годня в ход пошло иное оружие — информационное, беспощадно разрушающее нравственность человека. И снова, как и в той войне, Владыко, надежда только на веру в Бога и Его помощь?

—  Нет сомнения, что наше с вами сопротивление царству раст­ления — это и есть настоящее сра­жение. Но что мы видим? Некото­рые начинают раздумывать: а по силам ли оно нам? Начинают не по законам Божиим поступать, а со­ветоваться со своей чувственно­стью и обычаями мира. В резуль­тате вместо победы в этом сраже­нии человек пожинает горькие плоды. Посмотрите, сколько вокруг неприкаянной молодежи, алкого­ликов, наркозависимых. Растет число самоубийств, в том числе и среди детей, а жестокость и наси­лие претендуют на то, чтобы стать нормой.

     Когда-то речь Апостола Павла о правде, воздержании и будущем суде привела в страх правителя Фе­ликса. И сказал он святому Пав­лу: «Теперь пойди. А когда найду время, позову тебя» (Деян.24:24- 25). Но этого времени на очищение души Феликс не нашел. Суета все поглотила. И остался Феликс в узах греховных, во тьме и сени смертной.

     Вот так и мы. Стонем под тяжким игом прихотливого света, забывая о главном. Вроде и к вере тянемся, ко Христу, слушаем и читаем Сло­во Божие, а суетность, бесконечные разговоры о правах человека, рас­суждения о свободе, демократии, миротворческих миссиях заслоняют Божественное, увлекают от глав­ного. Нужна большая решимость и воля, чтобы преодолеть свои пас­сивность, равнодушие и пустосло­вие. Борьба за души идет сейчас особенно ожесточенно. Дай, Боже, сил нам устоять!

—  Все говорят о том, что че­ловечество сейчас на крутом переломе. Свидетельство тому — и жуткие катаклизмы XX века, и глобальный кризис общества. Есть ли возможность преодо­леть этот кризис, и каким, на Ваш взгляд, должно стать об­щество XXI века?

—  Первейшее, что необходимо, — это переориентация общества с производства материальных благ на духовные ценности. В нем долж­но гармонично сочетаться духовное и материальное богатство личности и всего общества при приоритете, разумеется, духовного совершен­ствования человека.

     Если человек хочет жить, не тер­заясь, он должен твердо уверо­вать в то, что сказал Христос: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5).

     Христос — Глава Церкви, а Цер­ковь — Его живой богочеловеческий организм, можно сказать, святая за­кваска, которая взращивает чело­века. В ней он соединяется с Хри­стом Богом и ближними нераз­дельным единством. И это дает силу выстоять и побеждать в борь­бе с врагом рода человеческого, как было в годы Великой Отечественной войны с фашизмом.

     Нельзя также забывать, что че­ловеческая история имеет и глубо­кий метафизический план, где Церкви отведено место в самой гуще судьбоносных исторических событий.

     Наши грехи, не омытые покая­нием, никуда не исчезают. Они соединяются, образуя разруши­тельную силу, которая и проявля­ется в виде войн, потрясений, го­лода, эпидемий. А покаяние ос­лабляет, нейтрализует эту разрушительную силу. И от этого во мно­гом зависит будущее наших детей, судьба страны и всего человече­ства.

     В этот юбилейный год Великой Победы, в дни скорби и памяти пусть каждый из нас зажжет свечу покаяния. А это значит — нужно про­стить всех, молиться за всех, отве­чать добром на зло.

 

С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок

 

 

28.04.2015