«70 лет Великой Победы»: помнить прошлое, чтобы иметь будущее
… Когда в 1941 году вооруженная до зубов гитлеровская армия напала на нашу Родину, силы оказались неравными. Помощи ждать было неоткуда, надежда оставалась только на чудо. Стали открываться храмы, власти разрешили людям молиться и просить помощи Божией. За победу сражался и молился весь народ, потому Господь и был на нашей стороне. Об этом наша беседа с ректором Минской Духовной Семинарии архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ.
— Огромной оказалась для нас цена той Победы. Нет семьи, которой не коснулась бы черным крылом Великая Отечественная. Наверняка, Высокопреосвященнейший Владыко, и Ваши родные испытали ее горечь?
— Да, по материнской линии пропал без вести на фронте мой дядя Василий. А по отцовской линии тетя Антонина помогала партизанам: ходила на железнодорожную станцию Боровуха-1 под Полоцком и собирала для них сведения — считала, сколько там каких вагонов, чем гружены.
Дедушка мой Григорий тоже был связан с партизанами: работал он на мельнице и понемногу собирал муку, передавал в партизанский отряд. Потом его заподозрили немцы, бросили в тюрьму вместе с сыном, моим отцом.
Отец же, когда началась война, был помощником машиниста паровоза. Как он рассказывал, очень трудная это была работа: в начале войны шла эвакуация, вывозили то материальные ценности, то людей. Сутками не спали, и все время приходилось работать — забрасывать в топку дрова, уголь. Немцы их поезд разбомбили, пришлось возвращаться домой, в деревню.
Сначала отца забрали с дедушкой в тюрьму, потом увезли в плен. Ему было всего девятнадцать... В лагерях Германии и Норвегии он находился до конца войны.
Вообще в нашей республике нет семьи, которую не затронула война, и очень мало таких, в которых не погиб кто-то из близких.
— Хоть и дорого далась нам та Победа, но зато она была воистину великой: наш народ не просто победил фашизм, а сокрушил сатанинскую идеологию. Захватчики ненавидели христианство и не учли того, что, несмотря на репрессии в стране, безбожную политику, люди все же сохранили веру. А потому и была явлена Божия помощь.
— Да, и это поразительно! В тяжелейшей обстановке репрессий в 1936 году была проведена перепись населения. И она показала, что треть городского населения страны и две трети сельского, невзирая на все гонения, заявили себя христианами. Уничтожали Церковь, священнослужителей, просто верующих людей, а оказалось, что вера жива!
Когда началась война, все повернулись к Богу. И власти поддержали это. Открывались храмы, молился весь народ. За Родину воевали наши деды и прадеды, шли в бой, призывая помощь Божию, и побеждали. Пусть не все крестились, читали молитвы, но в сердцах наших славных предков жила вера, потому Господь и был на нашей стороне.
Помнится, в 1990-е годы в канун Дня Победы в Слониме проходила встреча ветеранов войны. Это было уже время гласности, и руководители райисполкома привезли своих гостей к нам в Жировичский монастырь на экскурсию.
После экскурсии все были приглашены к чаепитию. И тут без всяких предисловий ветераны один за другим стали подниматься и рассказывать, как на войне спасала их вера в Бога. Говорили искренно, сильно волнуясь, будто вновь переживая те события. Чувствовалось, что у них это большая потребность души была — засвидетельствовать здесь, в святом месте Божием, свою веру.
Кого-то материнское благословение хранило на войне, кто-то крестик носил на шее, кто-то зашитый в пояс 90-й псалом — и все чувствовали защиту и помощь Божию. Тех, кто матерился, богохульничал, шальная пуля находила быстро. А те, кто по-христиански вел себя на войне, — выжили.
— Одолеть такого мощного врага было бы невозможно без особого покровительства Божия. И разве не символично, Ваше Высокопреосвященство, что Вторая мировая война завершилась в день святого Георгия Победоносца?
— Без сомнения, это промысел Божий. 6 мая 1945 года закончились фактически все военные операции, Германия объявила капитуляцию.
Многие специалисты военного дела говорили, что враг был настолько хорошо организован, вооружен и превосходил нас по всем возможностям, что наша победа не может восприниматься иначе, как чудо. И День Победы не случайно совпал с праздником Георгия Победоносца, с копьем в руке побеждающего змея.
Сегодня тоже, несмотря на изменения политической конъюнктуры и границ, народная память по-прежнему крепка. Именно поэтому во всех странах бывшего СССР День Победы считается одним из главных государственных праздников.
Нужно отдать должное и жителям Германии и Австрии: там к могилам советских солдат относятся с уважением.
В Берлине в Трептов-парке, где похоронены тысячи советских солдат и офицеров, установлен бронзовый монумент: солдат-освободитель держит в левой руке маленькую девочку, а в правой — меч, разрубивший фашистскую свастику.
Факт спасения раненым солдатом Николаем Масаловым немецкой девочки не подвергался сомнению никем. Но когда решили узнать имя ребенка, выяснилось, что только в Берлине подобных случаев зафиксировано несколько тысяч. Всего в Германии в боях с фашистами погиб 101 961 советский солдат.
Один из самых ухоженных монументов советскому солдату находится в Вене. Появился он в 1945 году, и до сих пор бронзовые буквы на нем каждое утро начищают до блеска.
«Русские имели все основания прийти к нам как мстители, но они пришли как друзья», — писали венские газеты. При освобождении Австрии сложили головы 26 006 советских солдат.
Это самое дорогое и священное — когда память о людях, чьи дела и творения умножали славу Отечества и возвышали народ, не забыта и живет в потомках.
— В годы Великой Отечественной приходилось сражаться с врагом, вооруженным новейшей военной техникой. Сегодня в ход пошло иное оружие — информационное, беспощадно разрушающее нравственность человека. И снова, как и в той войне, Владыко, надежда только на веру в Бога и Его помощь?
— Нет сомнения, что наше с вами сопротивление царству растления — это и есть настоящее сражение. Но что мы видим? Некоторые начинают раздумывать: а по силам ли оно нам? Начинают не по законам Божиим поступать, а советоваться со своей чувственностью и обычаями мира. В результате вместо победы в этом сражении человек пожинает горькие плоды. Посмотрите, сколько вокруг неприкаянной молодежи, алкоголиков, наркозависимых. Растет число самоубийств, в том числе и среди детей, а жестокость и насилие претендуют на то, чтобы стать нормой.
Когда-то речь Апостола Павла о правде, воздержании и будущем суде привела в страх правителя Феликса. И сказал он святому Павлу: «Теперь пойди. А когда найду время, позову тебя» (Деян.24:24- 25). Но этого времени на очищение души Феликс не нашел. Суета все поглотила. И остался Феликс в узах греховных, во тьме и сени смертной.
Вот так и мы. Стонем под тяжким игом прихотливого света, забывая о главном. Вроде и к вере тянемся, ко Христу, слушаем и читаем Слово Божие, а суетность, бесконечные разговоры о правах человека, рассуждения о свободе, демократии, миротворческих миссиях заслоняют Божественное, увлекают от главного. Нужна большая решимость и воля, чтобы преодолеть свои пассивность, равнодушие и пустословие. Борьба за души идет сейчас особенно ожесточенно. Дай, Боже, сил нам устоять!
— Все говорят о том, что человечество сейчас на крутом переломе. Свидетельство тому — и жуткие катаклизмы XX века, и глобальный кризис общества. Есть ли возможность преодолеть этот кризис, и каким, на Ваш взгляд, должно стать общество XXI века?
— Первейшее, что необходимо, — это переориентация общества с производства материальных благ на духовные ценности. В нем должно гармонично сочетаться духовное и материальное богатство личности и всего общества при приоритете, разумеется, духовного совершенствования человека.
Если человек хочет жить, не терзаясь, он должен твердо уверовать в то, что сказал Христос: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5).
Христос — Глава Церкви, а Церковь — Его живой богочеловеческий организм, можно сказать, святая закваска, которая взращивает человека. В ней он соединяется с Христом Богом и ближними нераздельным единством. И это дает силу выстоять и побеждать в борьбе с врагом рода человеческого, как было в годы Великой Отечественной войны с фашизмом.
Нельзя также забывать, что человеческая история имеет и глубокий метафизический план, где Церкви отведено место в самой гуще судьбоносных исторических событий.
Наши грехи, не омытые покаянием, никуда не исчезают. Они соединяются, образуя разрушительную силу, которая и проявляется в виде войн, потрясений, голода, эпидемий. А покаяние ослабляет, нейтрализует эту разрушительную силу. И от этого во многом зависит будущее наших детей, судьба страны и всего человечества.
В этот юбилейный год Великой Победы, в дни скорби и памяти пусть каждый из нас зажжет свечу покаяния. А это значит — нужно простить всех, молиться за всех, отвечать добром на зло.
С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ
беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,
г. Новогрудок
28.04.2015