20 лет Новогрудской Епархии: история и люди
В этом году исполняется двадцать лет воссоздания Новогрудской епархии. Шестнадцать из них прошло под управлением Высокопреосвященнейшего Владыки Гурия. О том, как все начиналось и как духовно менялись епархия и паства за это время, наш разговор сегодня с архиепископом Новогрудским и Лидским.
— Этот год для вас, Владыко, богат знаковыми событиями: здесь и двадцатилетие воссоздания епархии, и премия Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение», которую Вы получили в январе, и назначение Вас управляющим делами Белорусского Экзархата... Не тяжела такая ноша?
— Какое послушание дал Господь, нужно, насколько хватает ума и сил, стараться выполнять его. Монашеское послушание — это не что иное, как подражание подвигу Господа нашего Иисуса Христа и личностное соучастие Его служению. Цель его — в крайней степени самопожертвования и отсечении собственной воли. Можно и так сказать: монашеское послушание — это соотношение своего служения с миссией Христа и исполнение ее в данный момент несмотря на то, что подчас оно может стать тяжким бременем.
— Ваше Высокопреосвященство, двадцать лет Новогрудской епархии — это достаточный срок для того, чтобы люди действительно повернулись к вере?
— Если учесть совсем небольшой период духовного строительства в нашей епархии, который был вначале, до ее возрождения, и на этом фоне огромные усилия атеистической власти, направленные на уничтожение Православия в Беларуси, то, конечно, сделано за эти годы немало. И, может быть, самое главное в том, что Церковь и государство нашли, наконец, точки соприкосновения. В 2004 году в епархии на базе Слонимского Духовного училища разработана и утверждена Министерством образования Республики Беларусь программа факультатива «Основы православной нравственности», по которой работают не только школы епархии, но и многие школы республики. Сейчас уже не стоит вопрос о том, нужно ли духовно просвещать детей. Их нужно спасать! Чтобы у страны было будущее, нам важно вырастить достойное поколение. А вот для воспитания необходима духовная основа, чтобы не сорваться в пропасть моральной нищеты. И Церковь старается по мере возможности. Посмотрите, сколько новых храмов построено взамен разрушенных. И слава Богу: сегодня все больше людей нуждается в духовной поддержке, а без Церкви, ее Святых Таинств душа не врачуется.
— Ваше Высокопреосвященство, Новогрудская епархия и ранее предпринимала несколько попыток восстановления, но безуспешно. Какова ее история?
— Когда-то, еще в XIV веке, Новогрудок был центром Митрополии, во главе которой стоял Митрополит Новогрудский и Литовский. Кафедра Митрополита находилась в Новогрудке — столице Великого Княжества Литовского. Много повидала эта старейшая кафедра — о ней можно рассказывать долго. В XX веке, когда развитие техники и промышленности изменило геополитические приоритеты, важный в прежние времена политический центр Новогрудок стал терять свое значение: трудно было подвести дороги по причине холмистой местности, появилось много других резонов — и город перестал быть административным центром. Серьезную попытку возродить древнюю Новогрудскую кафедру предпринял Собор Белорусских Архиереев в 1942 году. Однако через два года, с наступлением Красной Армии, многие белорусские священнослужители вынуждены были покинуть Родину, опасаясь расправы большевиков: еще свежи были в памяти те страшные зверства, которые они чинили в предвоенные годы. Во многом в силу этого возрожденная епархия и перестала существовать. Полноценная жизнь верующих стала восстанавливаться только в самом конце ХХ века, с изменением отношения государства к Церкви. В феврале 1992 года постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви Новогрудская епархия была вновь возрождена. Управляющим кафедрой был назначен викарий Минской епархии епископ Новогрудский Константин (Горянов) — ныне архиепископ Курганский и Шадринский. Управляющий епархией получил титул «епископ Новогрудский и Лидский».
Много трудов, конечно, понес Владыка Константин — начинать всегда нелегко. В год возрождения в епархии был 81 действующий и 8 строящихся храмов, которые обслуживали 57 священнослужителей. И вся епархия тогда была разделена на четыре благочиннических округа.
— Как свидетельствует история, после перевода епископа Константина на Тихвинскую кафедру с августа 1996 года епархией стал управлять наместник Свято-Успенского Жировичского монастыря епископ, а с 25 февраля 2007 года архиепископ Гурий (Апалько). Какие первоначальные задачи стояли перед Вами, Высокопреосвященнейший Владыко?
— Первоначально стоял вопрос обеспечения кадрами приходов, открытия благочиний в каждом районном центре. Тогда было всего четыре благочиния. В Островецком районе вообще ни одного православного храма не было, а сейчас, слава Богу, есть два действующих и в Воронче и Гудогае готовятся к открытию. Теперь у нас 9 благочиний, которые объединяют 98 приходов, а в них больше двухсот (точнее, 201) храмов, часовен и молитвенных помещений и три монастыря — два мужских и женский. При каждом храме образовано сестричество. Возрождается Свято-Елисеевский монастырь в с.Лавришево Новогрудского благочиния. Это одна из древнейших обителей в Беларуси, которая, согласно церковному преданию, была основана сыном литовского князя Тройната преподобным Елисеем Лавришевским около 1225 года.
Еще есть в епархии Крокотский Свято-Зосимо-Савватиевский мужской монастырь и женский Свято-Благовещенский Слонимский, на базе которого работает Духовное училище.
— Ваше Высокопреосвященство, можно ли сказать, что за все это время духовно изменялись люди?
— Конечно же, люди меняются. А сейчас особенно. В наше время все есть для такого развития: и литературы предостаточно, и духовно-просветительские мероприятия проводятся, вечера, беседы, встречи. Православные выставки-ярмарки с духовной программой вот уже который год организуются в райцентрах епархии, что раньше только в столице было возможно. Слава Богу, светская власть нам помогает. Думаю, сегодня всем понятно, как много мы утратили за годы воинствующего атеизма и что нужно объединять усилия, консолидировать общество. Единственный позитивный путь — это вернуться к нашему культурно-историческому наследию, вере предков, и на этой базе строить будущее.
— Наверное, не так все просто, Владыко. Жизнь не стоит на месте и подбрасывает нам, как говорят, все новые вызовы.
— Это безусловно. Но сегодня и деятельность Церкви вышла на более высокий виток: неизмеримо увеличились требования к епархиям, очень много внимания стало уделяться духовно-просветительской работе с разными слоями насе-ления и особенно борьбе с грехом детоубийства, а также социальным вопросам. Церковь вместе с государственными структурами изыскивает свои возможности, призывает людей к милосердию, благотворительности, напоминая о главной Заповеди Божией — любви к ближнему.
— Но, Ваше Высокопреосвященство, есть мнения даже среди священнослужителей, что задача Церкви — в другом, и нет ли опасности отдать все приоритеты социальному служению?
— Социальное служение — это дела милосердия. Если откроете в Евангелии от Матфея 25 главу, где описывается Страшный Суд, то прочтете: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня...». И что тут философствовать — все предельно ясно. Другое дело, если храмы только этим начнут заниматься, забудут первостепенную свою задачу — Богослужения, Святые Таинства церковные и переключатся сугубо на дела социальные — вот это будет просто преступление. Но если сейчас есть возможность нести добро в наш безмерно нуждающийся мир, а мы этого не будем делать — какие же мы христиане? Я от всей души желаю всем спасения и об этом молюсь. Ведь самый главный смысл пребывания нашего на земле — открыть в сердце своем Царствие Божие. А оно, по слову Апостольскому, приобретается праведностью, которая состоит в исполнении Заповедей Божиих и милостивом и сострадательном расположении к ближним, согласием со своею совестью и миром с Богом через покаяние и смирение. Помоги всем, Господи, спастись!
С архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ
беседовал священник Вадим КУЗЬМИЧ,
г. Новогрудок
23.04.2012