Святитель Георгий (Конисский), архиепископ Могилевский

300-летие со дня рождения святителя Георгия Могилевского (Конисского)

В нынешнем году мы празднуем 300-летие со дня рождения святителя Георгия (Конисского), архиепископа Могилевского (1717—1795).

Нелегким был жизненный путь этого служителя Божия, ревнителя Православия. Родился святитель (в миру Григорий Осипович Конисский) в украинской дворянской семье. В 1744 году он блестяще завершил обучение в Киевской Духовной Академии, где остался в качестве преподавателя поэзии, философии и богословия, в Киево-Печерской Лавре принял монашеский постриг.

В духовной иерархии он прошел ступени от иеродиакона до архимандрита, а в научной деятельности — от рядового лектора до ректора Киевской Духовной Академии.

Наиболее значительный след в истории Церкви оставило служение Георгия (Конисского) в сане Архипастыря в самое трудное для православных Белой Руси время, когда католические власти Речи Посполитой вели дело к окончательному уничтожению Православия.

К середине XVIII века на территории современной Беларуси оставалась лишь одна православная епархия с центром в г. Могилеве. В официальных кругах Польско-Литовского государства в эти годы усиленно обсуждался вопрос о ее упразднении, а Папа Римский настоятельно требовал изгнания православного епископа.

Но вот Промыслом Божиим на Могилевскую кафедру в 1755 году был направлен архимандрит Георгий (Конисский), который дал добровольное согласие стать епископом в Польше, понимая, что ему придется «вдатися на мечи и на колья, на челюсти зверей и змиев».

На тот момент храмов у православных на белорусских землях оставалось всего около 150, и число их постоянно уменьшалось. Обычными средствами распространения унии были разъезды латинских и униатских миссионеров, принуждения крепостных крестьян («хлопов» по терминологии того времени) со стороны панов католического исповедания, препятствия строительству и ремонту православных храмов, католическое крещение и воспитание детей в смешанных браках, наконец, открытые нападки и захват церквей.

Но ничто не пугало епископа Георгия. Человек сильной воли и неукротимой энергии, прекрасно знающий польскую и белорусско-литовскую историю, гражданское право и судопроизводство, свободно владеющий польским языком, святитель разумно принял жестокую действительность, смело и мужественно вступил на великий подвиг защиты Православия.

Ни русские посланники при польском дворе, ни Святейший Синод Русской Церкви не могли открыто оказывать ему поддежку. Но, невзирая на трудности, при Могилевской кафедре была открыта Духовная Семинария, учреждены несколько всесословных школ для мирян. В основанной в Могилеве святителем типографии стали выходить церковные книги, первой из которых стал «Краткий Катехизис». Особое внимание епископ уделил созданию архива Могилевской епархии, где собирались документы, свидетельствовавшие о правах и привилегиях Православной Церкви в Польско-Литовском государстве.

Несколько лет святитель Георгий готовил правовую аргументацию для защиты Православия в Речи Посполитой, и в 1765 году перед королем Станиславом Понятовским он произнес блестящую речь, которая была  переведена на другие языки и стала известна в Европе: «Вера наша вот единственное преступление, в котором нас обвиняют… Мы христиане, но христианами же утесняемся… за то, что мы не дерзаем толковать вечные Божии законы согласно с преданиями человеческими, и, так сказать, не смешиваем неба с землею, за то, говорю, называют нас схизматиками, богоотступниками. За то, что страшимся противоречить с бесстыдством гласу совести, осуждают нас на заключение в темницы, на раны, на позорную казнь и сожжение!».

Вместе с речью Конисский представил королю и перечень обид православным с перечислением 200 храмов, отнятых униатским духовенством.

В течение трех лет святитель Георгий пребывал в Варшаве, где подготовил и издал собрание законов Речи Посполитой, гарантирующих права Православной веры («Права и вольности жителей греческого исповедания в Польше и Литве»), подавал на сеймы через русского посланника требования о возвращении отнятых церквей, добивался издания законов, гарантирующих свободу православного исповедания (права некатоликам занимать государственные должности, восстановить православные кафедры, не препятствовать открытию Духовных Семинарий, починке старых и строительству новых храмов и т.д.).

Когда под давлением русского посланника, дипломатов, а также демонстрации военной силы эти требования были на бумаге удовлетворены, в Речи Посполитой началась католическая реакция: преследования Православной Церкви достигли такой жестокости, что православные люди бежали с рыданиями на кладбище и, обнимая холодные могилы сродников своих, с жалостью вопили: «Блаженны вы, умерши в благочестии».

Жизнь святителя Георгия тоже оказалась в опасности. Он был вынужден покинуть страну и находился до Первого раздела Польши 1772 года в Смоленске. Впоследствии все пережитые трудности в Польско-Литовском государстве святитель Георгий выразил такой фразой: «Семнадцать лет боролся я с волками».

Оказавшись под властью Российской империи, святитель Георгий постарался исполнить свою заветную мечту – возвратить к Православию униатов. С этой целью он на основе трактата от 18 сентября 1773 года, в котором содержались положения Первого раздела Речи Посполитой, разослал по всей Беларуси послание к желающим воссоединиться с Православием униатам, чтобы до утверждения трактата они заявили о своем переходе в Православную Церковь лично ему или в городские суды.

В 1780 году к вере предков вернулось 112 тысяч белорусов. А в 1795 году, сразу после Третьего раздела Польско-Литовского государства, императрица Екатерина II окончательно сняла все ограничения к их возвращению. За короткий период с Православной Церковью воссоединилось около 1,5 миллиона униатов. Из них более 200 тысяч были белорусами, остальные – украинцы.

Можно сказать, что святитель Георгий по широте своей деятельности восстанавливал Православие не в одной Могилевской епархии, а по всей Беларуси. Он известен и богословскими трудами, и историческими сочинениями, и проповедями, и даже полемическими трактатами (например, против писем Вольтера, распространявших неверие и циркулировавших в светском обществе). Господь сподобил его увидеть многие плоды неутомимых трудов накануне мирной кончины, последовавшей в 1795 году.

Господь сохранил в гробу тело святителя нетленным. Это было обнаружено во время Отечественной войны 1812 года французами, искавшими в склепе Спасского храма, в котором находилась его могила, ценности, а также в 1875 году при ремонте Спасского храма. В настоящий момент место нахождения мощей святителя Георгия неизвестно.

Канонизация архиепископа Георгия (Конисского) была совершена в 1993 году. Его память празднуется по новому стилю 26 февраля (день преставления) и 6 августа (день прославления).