Жизнь - служение

На праздничных мероприятиях в день памяти преподобномученика Афанасия Брестского

18 сентября Управляющий делами Белорусского Экзархата, Высокопреосвященнейший архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий принял участие в соборном Богослужении, посвященном памяти преподобномученика Афанасия Брестского в г. Бресте. Правящий Архиерей Брестской епархии — Иоанн, епископ Брестский и Кобринский.

18.09.2012 | Жизнь-служение

На торжествах присутствовали также: Виктор, Митрополит Тверской и Кашинский; Михаил, архиепископ Женевский и Западно-Европейский; Артемий, архиепископ Гродненский и Волковысский; Леонид, епископ Туровский и Мозырский; Владимир, епископ Днепродержинский и Царичанский; Лазарь, епископ Нарский и Причудский; Филарет, епископ Львовский и Галицкий; Паисий, епископ Горльский.

По окончании Божественной Литургии Управляющий делами Белорусского Экзархата архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий зачитал поздравительное послание Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого.

Митрополит Тверской и Кашинский Виктор от лица всех Архиереев, присутствовавших на празднике, поблагодарил епископа Иоанна за приглашение на праздник преподобномученика Афанасия Брестского – верного пастыря Церкви Христовой, известного борца с унией, принесшей столько горя белорусскому народу. Его Высокопреосвященство высказал самые приятные впечатления от знакомства с городом Брестом и выразил надежду побывать еще здесь не раз. Высокопреосвященнейший Владыка Митрополит Тверский и Кашинский вручил в дар Управляющему Брестской епархией икону святого.

Преподобномученик Афанасий Брестский

Преподобномученик Афанасий Брестский (в миру носил фамилию или отчество Филиппович; ок. 1595 — 5 сентября 1648) — игумен Свято-Симеоновского монастыря в Бресте. Канонизирован Русской Православной Церковью в лике преподобномучеников. Память совершается 20 июля (обретение мощей), 5 сентября и в третью неделю (воскресение) по Пятидесятнице (Собор Белорусских святых).

О жизни преподобномученика Афанасия известно из «Диариуша» — его дневника из записей автобиографического характера, с приложением его сочинений, грамот и писем. После смерти святого «Диариуш» был дополнен монахами Симеоновского монастыря, описавшими последние дни и мученическую смерть Афанасия.

Жизнеописание

Родился в семье ремесленника, обучался в братской школе при Виленском монастыре Сошествия Святого Духа. После его окончания стал учителем и около 1620 года канцлером Львом Сапегой был назначен гувернером Яна Фаустина Лубы, которого канцлер выдавал за сына Лжедмитрия I и Марины Мнишек.

Семь лет Афанасий служил у Сапеги, но когда содержание «царевича» сократили до сотни золотых в год, то оставил службу.

В 1627 году понял монашеский постриг и жил в Кутеинском Богоявленском монастыре, а затем в Межигорском монастыре. В 1632 году в Вильно был рукоположен во иеромонаха и назначен наместником игумена Добойского монастыря.

Через четыре года монастырь был передан униатам, что заставило Афанасия покинуть его и перейти в Купятицкий монастырь. В нем он написал «жалобный лист» к Пресвятой Богородице, в котором рассказал о притеснениях православных и, собрав под ним подписи, положил к чтимой Купятицкой иконе Божией Матери, надеясь на Ее милость.

В 1637 году Афанасий отправился за сбором милостыни, достиг Москвы и был принят царем Михаилом Феодоровичем от которого получил богатые пожертвования.

Пробыв почти год, святой Афанасий вернулся в свою обитель, а в 1640 году был назначен игуменом брестского Симеоновского монастыря.

На новом месте он начал активно добиваться возвращения переданных униатам православных храмов, начал борьбу с Брестской унией, которая принесла много горя белорусскому народу.

Борьба с унией

В сентябре 1641 года на сейме в Варшаве Афанасий смог получить согласие короля Владислава IV на возвращение храмов, но документ об этом не был заверен канцлером и не получил законной силы. Через два года вновь приехав на сейм, он жаловался на бесправное положение православных в Польше. Присутствовавшие на сейме иерархи, опасаясь непредсказуемости игумена Афанасия, арестовали его. Сбежав из под ареста, Афанасий вынужден был под видом юродивого бегать по улицам, бия себя посохом и, обличая, проклинать унию. За это он был подвергнут церковному суду и лишен сана.

На это решение была подана жалоба в консисторию Киевского Митрополита и после длительного рассмотрения Митрополит Петр Могила восстановил будущего преподобномученика Афанасия в сане и вернул в прежний монастырь.

В 1645 году, повинуясь по его словам гласу от Купятицкой иконы, Афанасий вновь отправился на сейм просить короля об отмене унии. Был арестован в качестве заложника за отправленного в Москву Яна Лубу. Этот арест связан с тем, что отец Афанасий в 1644 году в Кракове передал русскому послу князю Львову письмо Лубы, которое говорило о его попытке самозванства и Россия потребовала его выдачи.

Находясь по арестом страдалец за веру написал ряд сочинений, в которых изложил свой взгляд на унию и ее последствия для Православия. Часть этих сочинений вошло в «Memorial», поданный от игумена Афанасия королю Владиславу. Король освободил его и поместил в Киево-Печерский монастырь, где был написан его автобиографический «Диариуш». После смерти в 1647 году Митрополита Петра Могилы игумен Афанасий вернулся в Брест.

Честна пред Господом смерть преподобных Его

По возвращении он не предпринимал активных действий по борьбе с унией. Но в 1648 году, после восстания Богдана Хмельницкого, этого служителя Божия обвинили в связи с восставшими казаками и арестовали в начале июля после Литургии в Рождество-Богородичной церкви. Обвинение не подтвердилось, но из-за критики унии его продолжали содержать под стражей, принуждая присоединиться к унии. После отказа изменить Православию 5 сентября 1648 года игумен Афанасий был подвергнут жестокой казни: его закопали живьем в землю (в других источниках говорится, что его пытались застрелить, а затем полуживого забросали землей).

Тело мученика было обнаружено в мае 1649 года и погребено в его монастыре. Почитание его как святого началось практически сразу после смерти: в 1658 году архимандрит Киево-Печерского монастыря писал царю Алексею Михайловичу, что тело мученика нетленно и в 1666 году мощи были открыты для поклонения в медной раке, было составлено и житие святого. При Петре I глава Афанасия была перенесена в Санкт-Петербург.

В начале XIX века пожар уничтожил храм Симеона Столпника: медная рака расплавилась и мощи обгорели. Священник С. Литовский собрал найденные частицы мощей и хранил их в Алтаре трапезной церкви монастыря. В 1823 году для них изготовили деревянный ковчег и поставили в церкви.

В 1857 году Н. А. Поливанов в благодарность за исцеление сына по молитве к преподобному Афанасию пожертвовал для мощей драгоценный серебряный ковчег.

После закрытия монастыря ковчег был изъят в антирелигиозный музей искусств, разместившийся в Донском монастыре, а оттуда в 1935 году поступил в Государственный исторический музей.

Мощи святого в настоящее время хранятся в кафедральном соборе Бреста. Тропарь и кондак Афанасию Брестскому составлены в 1819 году.

В 1984 году по благословению Патриарха Пимена имя преподобномученика Афанасия включено в Собор Белорусских Святых.